Фото archicompany.com
Вполне оправданная оговорка. Ее справедливость представители бизнес-союзов и не отвергали. Но утверждают: на местах таким правом отказа злоупотребляют. Часто по надуманным причинам. И посыпались примеры. Такая-то фирма 10 лет «сидит» на чужих площадях, привела их в порядок, а только заикнулась, что хочет их приобрести в собственность, оказалось: владелец включил их в свой план перспективного развития. Правда, планировал его реализовывать где-то лет пять назад. Но так и не приступил к реальному выполнению. Однако формальный повод «прижать» арендатора нашел. Более того, теперь и не хочет с ним продлевать договор, чтобы впоследствии вопрос с продажей не поднимался. В общем, таких фактов у предпринимателей набралось 4 или 5.
Да никто не спорит: человеческий фактор преследует любые жизненные процессы. И любые законы далеко не всегда на местах четко и скрупулезно выполняются. «А в суд обращаться не пробовали?» — задаю вполне резонный вопрос. «Но вы же знаете…» — неопределенно тянут в ответ.
Четкого досье нет. Правда, предприниматели чувствуют: надо законодательно прописать конкретный перечень причин, по которым арендатору может быть отказано в покупке площадей. Но какой сегодня масштаб проблемы, чтобы «лезть» в законодательные нормы? Вопрос председателя Госкомимущества Андрея Гаева прозвучал почти риторически. Да, есть 5 примеров на 350 тысяч субъектов хозяйствования. Маловато будет, чтобы заниматься по этому поводу законотворчеством. А с единичными случаями разобраться можно и в ручном режиме.
«Поймите правильно: любая законодательная инициатива требует обоснования», — объяснял мне Андрей Гаев. При обсуждении возникнут вопросы у оппонентов, и как на них отвечать? Какими цифрами оперировать? По официальным-то данным дело обстоит далеко не плачевно. За два года около 272 арендаторов выкупили объекты. Отказали только примерно в 40 случаях: у частных фирм были просрочки по оплате и другие прегрешения. Более того, 50 частным компаниям предлагали приобрести площади в собственность, но они отказались.
Нет, глава Госкомимущества признал: некоторые предприятия — владельцы помещений — фактически занимаются не столько производственной, сколько девелоперской деятельностью, закрывая финансовые прорехи за счет арендных площадей. И не хотели бы продавать их ни за какие коврижки. Андрей Гаев заверил: соответствующие поправки, стимулирующие реализацию имущества, будут внесены. Планируется, что от продажи владелец тоже будет иметь свою долю. В общем и целом найти консенсус с бизнесом в этот раз удалось. Хотя по глазам предпринимателей чувствовалось: свой вариант им нравился больше.
Да, диалог — дело непростое. Чтобы он протекал без обид и плодотворно, для начала надо изучить язык коммуникации. И госслужащие, и бизнесмены в основной своей массе люди хорошие. Но первые мыслят фактами и цифрами — специфика службы обязывает. Да и любая система законотворчества построена на том, что каждую сентенцию необходимо обосновывать. Бизнес же нередко ориентируется на шестое чувство. Да, интуиция — великая штука в предпринимательстве, но даже в самых предприимчивых странах законы пишут на основании конкретных данных и исследований. В конце концов, умение убеждать — это тоже искусство, нашими предпринимателями еще до конца не освоенное. Но, полагаю, они изучат это мастерство. Тем более что слушать их в министерствах и ведомствах готовы.