Сотрудничество с Тихоокеанским регионом России становится одним из белорусских приоритетов

Точки опоры

Развитие территорий Дальнего Востока объявлено стратегической целью России на весь XXI век. Исходя из этого, сотрудничество с Тихоокеанским регионом выходит на первый план и в белорусско-российском партнерстве. Очевидно, что в среднесрочной перспективе стратегия работы Беларуси с Приморьем может опереться на логистику, транспортную отрасль, проектное взаимодействие.

Иллюстративное фото из архива «СБ»

Ворота в Азию

С точки зрения геополитики Приморье — ключевая территория России для вхождения в Азиатско-Тихоокеанский регион. Собственно, в этом и кроется суть приоритетности Дальнего Востока, объясняемой смещением центра мировой экономики в Азию и доминантой в ней Китая как глобального лидера. Соответственно, Владивосток, и особенно его порт, становится одним из крупнейших центров для торговли с КНР, приобретая особое значение во внешнеторговой стратегии Российской Федерации. Исходя из такого позиционирования региона, его значение и для Беларуси в перспективе может стать неоценимым. Владивосток — центр «сборки» автомобильных, железнодорожных, авиационных и морских маршрутов. В свете заявленного Россией развития Северного морского пути порт краевого центра приобретает особое значение и как инфраструктурный проект. 
По всем направлениям логистики приморцы готовы сотрудничать с белорусами. 
Речь идет о перевалке белорусских товаров как в интересах собственно Дальнего Востока, так в направлении Китая. Руководство Приморского края готово обсуждать также участие белорусских компаний в развитии портовых мощностей. Таким образом, Владивосток в случае определения рентабельных маршрутов поставки и транзита товаров потенциально может рассматриваться как один из главных партнеров Беларуси в Российской Федерации.

Проектная стратегия

Еще в 2021 году Президент Российской Федерации Владимир Путин инициировал масштабную реновацию дальневосточных городов. Ее цель сформулирована таким образом: качество городской среды на Дальнем Востоке должно быть аналогичным центральным регионам России. В целом такая задача открывает перед белорусскими компаниями широкий простор для взаимодействия с партнерами из Приморья. На сегодняшний день одним из приоритетов промышленности Беларуси становится участие в национальных проектах России. 
Одно из главных направлений — обновление парка пассажирского транспорта в российских регионах. Минск и Владивосток довольно давно обсуждают сотрудничество в этой тематике. 
Для краевого центра большой интерес представляет белорусский электротранспорт: начиная от трамваев, заканчивая троллейбусами и электробусами. При этом стоит отметить, что стороны переходят к обсуждению проектного взаимодействия взамен простого товарообмена. Сферами для применения такого рода соглашений, кроме упомянутой уже логистики, могли бы стать сельское хозяйство в части создания под ключ молочно-товарных комплексов (такие договоры уже подписаны с Хабаровским краем); машиностроение в области развития мультибрендовых центров продаж и обслуживания техники; строительство во всех его проявлениях. Один из небезынтересных проектов, которые обсуждались между Беларусью и Приморьем, например, касался сотрудничества в производстве мебели: руководство края проявило заинтересованность в различных форматах — от поставки материалов до организации сборки белорусских изделий.

Товарная группа

Значительный резерв в торговом обороте Беларуси и Приморского края сохраняется и в области взаимных поставок товаров. Из Владивостока в Беларусь уже были пробные отгрузки морепродуктов. В свою очередь, до Приморья доезжают и белорусская молочка, и мясные изделия, и товары легкой промышленности. Оптово-логистический центр Владивостока предоставляет белорусским грузоотправителям возможности использования своих площадей. И на местном фермерском рынке уже начали работу несколько точек по продаже продовольствия, произведенного белорусскими компаниями. 
Их опыт показывает, что отгрузке продуктов из Беларуси тысячи километров расстояния не большая помеха, а значит, есть резервы для увеличения экспорта. 
При этом совершенно не исключаются значительно большие объемы поставок товаров из Беларуси с использованием возможностей Северного морского пути. Эти варианты сейчас, что называется, «на столе»: речь идет о формировании запросов потребителей Дальнего Востока для определения возможных объемов отгрузки и просчета рентабельности таких маршрутов.

korotkin@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter