Заместитель министра здравоохранения ответила на самые популярные вопросы о коронавирусе

Точки над «i»

На самые популярные вопросы о коронавирусе в эфире программы «Здорово здоровым быть!» ответила заместитель министра здравоохранения Елена Богдан.

Фото БЕЛТА.

Когда обращаться к врачу?

Если вы вернулись из неблагополучных по коронавирусу стран (полный перечень — на сайте Минздрава) и у вас есть характерные симптомы: невысокая температура, боли в горле, покашливание, одышка, общее недомогание без выраженных катаральных эффектов. Симптомы действительно очень схожи со многими заболеваниями.

Кто в зоне риска?

Это все путешественники. Вторая группа — люди возраста 60+, имеющие букет хронических заболеваний, получающие лечение, которое влияет на иммунную систему. Это пациенты онкологического и ревматологического профиля, с сахарным диабетом и, конечно, с бронхолегочными заболеваниями. 

Какие меры сейчас принимаются?

Минздрав начал активно работать по предупреждению распространения инфекции еще в конце 20-х чисел января. Наша тактика: максимальное выявление и изоляция возможных контактов и людей, которые могут привезти в нашу страну инфекцию. Обязательно госпитализируются все, у кого получен положительный тест, будь то бессимптомное носительство вируса, легкие, среднетяжелые или тяжелые формы. Изолируются контакты первого уровня, второго — если есть признаки респираторных заболеваний. Контакты первого уровня обязательно тестируются на COVID-19, выписывают их только после получения отрицательных тестов, по выздоровлению.

Во-первых, так удалось снизить скорость распространения инфекции, не допустить пикообразного роста, как во многих странах. Во-вторых, система должна быть готова к такой нагрузке. Нас не раз критиковали международные эксперты за избыточность коечного фонда, считая, что мы необоснованно его содержим, используя не только для оказания экстренной помощи, но и для планового лечения. А сейчас это все позволяет госпитализировать не только заболевших, но и круг близкого окружения. И такая изоляция контактов первого уровня практически не влияет на систему здравоохранения в целом.

Интересная закономерность этого года: теплая зима сместила недели на три пик подъема обычных ОРВИ. Медики учитывали этот сценарий, стараясь сдержать и коронавирус, чтобы не допустить наслоения одного на другое. Любой врач знает: после роста респираторных инфекций следующий пик придется на пневмонии. Ввиду того что воспаление легких — одно из проявлений коронавируса, решили тестировать на COVID-19 и все среднетяжелые и тяжелые пневмонии.

Кого тестируют?

В первую очередь тех, кто имеет клинические проявления инфекции. Но вдобавок надо иметь еще и эпид­анамнез, то есть контактировать с человеком, вернувшимся из-за границы, самому приехать из-за рубежа. Сейчас на пунктах пропуска анализ всем подряд не делают. Потому что были случаи, когда, получив на руки отрицательный результат, человек начинал жить активной жизнью, никак не ограничивая круг своих контактов. Мол, абсолютно здоров и опасности нет. Но вирус может дать о себе знать и через 2 недели… Делать тест по каждому чиху — нерационально использовать ресурсы.

А тесты точные?

Как только появились первые случаи коронавирусной инфекции, у наших ученых благодаря тесным научным связям уже были на руках праймеры для разработки собственных тестов. Поскольку в такой ситуации они должны иметь максимально низкую погрешность, наши тесты были отправлены в аккредитованную лабораторию ВОЗ. Прошли там все необходимые испытания и получили высокую оценку достоверности. Используются также тесты российского производства и от ВОЗ. Сейчас поступает много предложений по поставке тестов по гуманитарным программам. Подход будет тот же: сначала провести сравнительные испытания.

Есть ли план на случай вспышки?

На любой возможный вариант развития событий у Минздрава есть план по каждому региону. Сценариев несколько. Сейчас мы продолжаем работать в «первом режиме» — когда речь идет о сдерживании инфекции и госпитализации заболевших и контактов первого уровня. Изначально прописывали множество мелочей. Просчитали количество точек подвода кислорода, зарезервировали необходимое оборудование и кислородные баллоны, объявили закупку того, что может понадобиться в большем количестве, дважды провели ревизию всех имеющихся аппаратов ИВЛ и наркозно-дыхательного оборудования. В каждом регионе определены учреждения на случай роста числа пневмоний, где больше всего обеспеченность необходимыми аппаратами. 

Мыло или дезинфицирующее средство?

Если у вас есть возможность выбора, то однозначно лучше помыть руки с мылом. Если нет — обработать дезинфицирующим средством. Как только вы вернулись из общественных мест, транспорта, магазина, обязательно помойте руки!

Пока нет лекарства? 

Есть препараты, которые помогают облегчить состояние больного и предотвратить развитие необратимых симптомов. Проанализировав рекомендации и опыт зарубежных коллег, мы включили их в наши клинические протоколы: это препараты для лечения ВИЧ, малярии, ювенильного ревматоидного артрита. Кстати, Беларусь планирует принять участие в клинических наблюдениях ВОЗ по лечению COVID-19: в пятницу пройдет телемост с организаторами. Речь не о клинических испытаниях новых препаратов: каждая страна-участница будет предоставлять в ВОЗ информацию о том, какими препаратами лечат пациентов, чтобы сформировать клинические протоколы. 

ЦИФРЫ

Проведено уже более 32 тысяч тестов на коронавирусную инфекцию. За последние сутки выписаны 5 пациентов, у которых ранее тест на COVID-19 дал положительный результат. Под медицинским наблюдением и на лечении находятся 157. Увы, зарегистрирован второй случай смерти возрастного пациента с наличием многочисленных хронических заболеваний, по предварительным данным, отягощенных коронавирусной инфекцией.

КАК ВРАЧИ СТАНОВЯТСЯ ДЕТЕКТИВАМИ

фото Александра Кулевского.

Выявление всех контактов заболевшего — большая и сложная работа. И она начинается сразу же, как только подтверждается диагноз. Где был, с кем встречался… Чтобы определить, к какой категории контактов относится человек — первого или второго уровня, врачи могут спросить и о длительности общения, расстоянии. Опрос может длиться несколько часов. Иногда к беседе возвращаются повторно, иногда привлекают и органы внутренних дел, чтобы отследить весь путь заболевшего по камерам видеонаблюдения. К примеру, заболевшая девушка посещала клуб: по камерам определили всех, кто попал в зону риска. А в случае с заболевшим, который скрыл факт пребывания в Северной Италии, работу провели огромнейшую: перечисление имен всех контактных лиц заняло 12 страниц! Маршруты передвижения были детально расписаны, информацию отправляли в районные центры города и один населенный пункт, работали по каждому объекту… Быстро выявили человека, у которого уже начало ухудшаться самочувствие, быстро перехватили контакты первого уровня, не допустив широкого распространения инфекции. Иногда по одному пациенту приходится госпитализировать несколько десятков близких контактов. За все время врачи отработали более 30 тысяч контактов первого и второго уровня благодаря эпидрасследованиям.

savitskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter