Что показал фестиваль национальной драматургии в Бобруйске

Точки на временной оси

Это одновременно и название спектакля — победителя Республиканского фестиваля национальной драматургии, и определенные вехи ее развития, проблемные точки.

Исполнительница главной роли в спектакле «Синдром Медеи» Людмила СИДОРКЕВИЧ признана лучшей актрисой

Гостеприимный Бобруйск, культурная столица страны 2017 года, в шестой раз стал центром притяжения театральных деятелей и популяризации национального театра. Эта мощная акция, прекрасно осуществленная Могилевским областным театром драмы и комедии имени В.Дунина-Марцинкевича в непростых финансовых обстоятельствах, показала, что театр страны не так плох, как о нем иногда говорят. Есть у нас драматурги, режиссеры и театральные организаторы, которые способны создавать высокое искусство, не жалуясь на неблагоприятные условия. Публика могла убедиться, что спектаклю белорусского автора на родном языке присущи интеллектуальная глубина, трагическое и комедийное осмысление событий, поиск нового.

У театра есть много разных форм. Он меняется как калейдоскоп. При малейшем наклоне демонстрирует другой узор. Традиционный или альтернативный путь — площадка для творческой реализации, самовыражения и художественного высказывания.

С начала ХХІ века наши драматурги стали активно осваивать зарубежные пространства, попадая в шорт-листы драматургических конкурсов и на сцены разных стран. Многие за пределами страны знают творчество Дмитрия Богославского, Константина Стешика, Николая Рудковского и других. Их произведения прозвучали на бобруйском фестивале в сценических постановках наших лучших режиссеров. Алексей Лелявский и Игорь Казаков, наши кукольники, работали с классическими текстами Владимира Короткевича, доказав, что классика остается современной.

Как всякий конкурс, фестиваль должен определить основные пути движения театрального процесса, его достижения и обидные отступления. Необходимо понять, что нуждается в господдержке, где найти продюсеров, способных продавать непривычные альтернативные спектакли и приносить театру прибыль. Современный театр почти целиком авторский. Это означает свободу работы с текстом и режиссерское самовыражение.

Нет возможности проанализировать все показанные спектакли. Остановлюсь на принципиальных, с моей точки зрения, удачах фестиваля.

Оттолкнувшись от фотографий событий мировой истории, Дмитрий Богославский сочинил восемь новелл. Режиссер Татьяна Троянович в спектакле бобруйского театра «Точки на временной оси» сбила кусочки мозаики в цельный слепок. Есть большой временной отрезок в столетие и судьбы поколений, объединенные темой любви к близким, братьям по оружию, к животным и природе. Любовь проходит через катастрофы, но остается счастьем любящих сердец под звездным небом.

Яркий спектакль гродненского театра кукол «Комедия Юдифи» — счастливое сочетание, когда драматург нашел своего режиссера. Сергей Ковалев и Олег Жюгжда работают в полном взаимопонимании, предлагая современную интерпретацию библейского сюжета. Спектакль эстетически красив, как и следующий — «Скорина» в режиссуре Саулюса Варнаса. Два режиссера-литовца, влюбленные в Беларусь, находят новые смыслы в духовном подвиге людей прошлого. Гродно и Могилев не соревнуются на театральной сцене, а предлагают пути движения сценического искусства к будущему.

Объяснить необъяснимое — мотивы чудовищного поступка матери, убившей собственных детей, — пытаются авторы трагедии «Синдром Медеи» Театра белорусской драматургии из Минска. Драматург Юлия Чернявская предложила современную версию греческой трагедии Еврипида, которую подхватила режиссер Катерина Аверкова. Возможный при других прочтениях мелодраматический текст становится трагедией. Эпический характер древнегреческого театра поднимает действие из быта, создает актерский ансамбль. Благодаря талантливой музыке все той же Аверковой появляются мотивы оперы — оратории. Костюмы и сценография эстетизируют действие. Отличный спектакль.

Финальный, неконкурсный аккорд фестиваля — постановка из Словакии «У войны не женское лицо» по книге Светланы Алексиевич. Талантливо, пронзительно до слез, без сантиментов сделанный спектакль свидетельствует о том, что в Европе знают и понимают Беларусь. Высокое искусство объединяет.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter