Точка опоры для экономического рычага

Как добиться конкурентоспособности, самоокупаемости и самофинансирования национального АПК

Окончание. Начало в номерах за 16  и 17 апреля.

Механизм участия в прибылях, а также возможность накопления собственности, концентрации персонифицированного капитала и наращивания долей частной собственности в обобществленном имуществе предприятия позволяют не только достичь целей действенной мотивации труда, но и обеспечить требуемое закрепление кадров. В самом деле, что еще может сильнее привязывать работника к хозяйству, как доля собственности в составе средств производства предприятия и возможность постоянного ее наращивания за счет участия в прибылях и отчисления части общей выручки в персонифицированный фонд?

Персонифицированные доли собственности должны отражаться на специальных индивидуальных счетах. Работникам важно знать размеры своего капитала и иметь право беспрепятственно и свободно распорядиться им: оставить в обороте предприятия (с целью дальнейшего накопления) или изъять из оборота в своих личных интересах. Безусловно, работники будут заинтересованы в увеличении своих долей и их включении в оборот предприятия только в том случае, если процент на персонифицированный капитал будет не меньше среднего банковского процента по денежным вкладам населения.

Накопленные доли собственности могут и должны служить источниками материального благополучия работников. В частности, такие доли могут использоваться для строительства жилья, создания своего бизнеса и т. п.

Для закрепления квалифицированных работников предприятия могут добавлять к их долям недостающую сумму средств для строительства индивидуального жилого дома, которую можно предоставлять в виде специальной ссуды на длительную перспективу (20 лет и более). Это весьма важно, поскольку не государство должно строить жилье на селе по обезличенным проектам, не отвечающим конкретным желаниям работников, а сами работники по индивидуальным проектам, в том числе с помощью государства. Например, когда государство дает для этого специальную преференцию, либо предприятия, когда оно представляет долгосрочную ссуду.

Государство и хозяйство могут и должны практиковать мотивационные механизмы погашения части кредита (ссуды), взятых работником на строительство жилья. Если, скажем, работник представляет значимость для предприятия, имеет хорошую квалификацию и показывает высокую производительность труда, проявляет предпринимательские способности и привлекает в хозяйство необходимые инвестиции, обеспечивает получение дополнительного дохода от хозяйственной деятельности и т. п.

Таким образом, посредством двух сильнейших механизмов — участия в прибылях и накопления персонифицированного капитала, а также путем строительства индивидуального жилья, в том числе с помощью государства и предприятия, — есть возможность надежно закреплять квалифицированные кадры в сельской местности. Других, более сильных рычагов пока не имеется.

Существует еще один действенный способ мотивации труда и закрепления кадров — это самозанятость работников различными видами предпринимательской деятельности. Для этого важно уйти от государственного патернализма и наемного труда в сельской местности и перейти на различные формы самозанятости.

Уравниловка в мотивации и ограничение верхнего предела стимулирования означает в равной степени сдерживание производительности и эффективности труда. Чтобы дать свободу производительности и творчеству, необходимо в первую очередь уйти от уравнительных схем мотивации и ограничений роста зарабатываемости.

9. Белорусский продукт

Качество готовой сельскохозяйственной продукции и продовольствия имеет многофункциональное значение. Во-первых, высококачественное исходное сырье позволяет производить высококачественное продовольствие. Во-вторых, высококачественного сырья и конечной качественной товарной продукции всегда надо меньше для удовлетворения потребительского спроса. В-третьих, высококачественная продукция изначально содержит в себе добавленную стоимость, состоящую в повышенной оценке потребительских свойств. В-четвертых, отличная по всем признакам продукция способна выдерживать жесткую конкуренцию. В-пятых, такая продукция формирует доверие потребителей продукции и обеспечивает предпочтительный выбор и приоритетный сбыт. В-шестых, высококачественная продукция позволяет быстро окупать затраты на производство и формировать требуемую прибыль. В-седьмых, высококачественное продовольствие быстро продвигается на внешние рынки и занимает устойчивые потребительско-сбытовые ниши.

Сформировать высокозначимую торговую марку, а на ее базе широко известный бренд, весьма непросто. Для этого необходима многолетняя напряженная работа по формированию качества и имиджа продукции, а также немалые инвестиции в создание системы качества. Позволить иметь себе собственную торговую марку, а тем более бренд могут лишь крупные предприятия, способные инвестировать требуемые капиталы в обновление и поддержание конкурентности системы производства и сбыта.

Впрочем, для создания подобного бренда одних инвестиций мало. Необходимо строжайшее соблюдение требований и правил производства, установленных в международной практике. Например, чтобы поставить готовое продовольствие на рынки Европейского союза, сегодня следует иметь подтверждающие документы по многочисленным параметрам: где и как производилась продукция, какими были исходные условия содержания животных и возделывания растений, какие применялись химические препараты, средства защиты растений и лечения животных, какие использовались корма и стимуляторы роста, каким образом обеспечивались меры борьбы с болезнями и пр. Не имея достоверной информации по всем этим вопросам, а тем более глубокого комплексного анализа самой продукции, рынки развитых стран для такой продукции окажутся закрытыми. Контроль качества и безопасности продукции на европейских рынках является бескомпромиссным.

Могут ли обеспечить такой уровень качества готового продовольствия перерабатывающие предприятия Беларуси? Прежде всего надо сказать, что разрозненность и междоусобица отечественных товаропроизводителей не позволяет им иметь долгосрочную сбытовую стратегию. Обособленные предприятия конкурируют между собой не только на внутреннем, но и на внешнем рынке (российском), сбивают друг перед другом рыночные цены, в итоге едва поддерживают условия существования. А то и вообще оказываются в убытке.

Какой видится выход из этого положения? Надо идти по пути создания крупнейших единых (сквозных) национальных и транснациональных компаний и корпораций негосударственного (коммерческого) характера. Они должны формироваться с участием иностранного капитала, с привлечением инвестиций мировых продовольственных компаний. При этом возможно использование известных брендов мировых компаний. Как и напротив, белорусские агропромышленные компании должны входить своим капиталом в иностранные компании для налаживания взаимных связей и быстрого продвижения на мировые рынки.

Что касается национальной торговой марки, то вся белорусская продукция независимо от вида должна реализоваться под единым узнаваемым в мире брендом. Скажем, «белорусский продукт». Вместо множества никому в мире не известных теперь. Мясная, молочная, сахарная, масличная и иная продукция должны иметь единый национальный бренд.

Рискну высказать еще одну неординарную мысль. Чтобы качество сельскохозяйственной продукции, производимой в стране, соответствовало всем необходимым потребительским критериям — натуральности, отсутствию нежелательных остаточных включений (стимуляторов роста, лечебных препаратов и т. п.), — важно не просто абстрактно интенсифицировать производство, а идти путем адаптивной интенсификации.

В этой связи наряду с ускоренной интенсификацией и индустриализацией производства не должна исключаться также практика экстенсивного ведения производства с элементами интенсификации. Например, получение говядины на естественных сенокосах и пастбищах путем свободного выпаса в Припятском регионе Гомельщины, или в Поозерье Витебщины. Такие примеры есть во многих странах мира, ставящих во главу угла рост качества и конкурентоспособность продуктов питания. Естественные методы получения сельскохозяйственной продукции до минимума сокращают трудовые и материальные затраты, и даже при относительно невысокой продуктивности позволяют иметь достаточную рентабельность и прибыльность.

Беларусь имеет все возможности стать страной высококачественного продовольствия. Для этого она должна позиционировать себя в мире как регион, где исключено применение вредных для здоровья человека методов и средств ведения сельского хозяйства.

Методы адаптивной интенсификации не требуют каких-то коренных перемен в практике организации и ведении сельского хозяйства страны. Для этого необходима лишь воля руководящих структур, а также незначительная перестройка экономического механизма ценообразования, государственной поддержки АПК и системы мотивации производства. Но выгода от такого решения бесспорная: Беларусь будет быстро интегрироваться в мировой продовольственный рынок как производитель и поставщик наиболее качественного продовольствия.

10. Расточительность не по средствам

Анализ показывает, что вся организация сельскохозяйственного производства должна быть построена на нормативной методологии — системе норм и нормативов бизнес-планирования, ведения, контроля, оценки и стимулирования результатов. Такая система должна предусматривать как затраты на организацию и ведение производства, так и их окупаемость, включая целевые доходы и прибыль.

В действующей же у нас практике наблюдаются сплошные нарушения технико-технологических режимов организации производства. Они приводят к неэффективному использованию трудовых и материально-технических ресурсов. Это не дает возможности оптимизировать себестоимость производства, ценообразование на продукцию, а следовательно, сформировать предприятиям собственные средства для ведения устойчивого расширенного воспроизводства.

Например, складывающаяся на предприятиях себестоимость отражает уровни и размеры фактических затрат, которые формируются в повседневной деятельности произвольно (в зависимости от образующихся обстоятельств), и дает право говорить, скорее, о бесхозяйственности и безответственности при принятии управленческих и хозяйственных решений, чем о стройной системе организации и ведения производства. Отдельные статьи затрат намного превышают аналогичные показатели не только при сравнении с развитыми странами, но и с лучшими организациями Беларуси. Так, затраты труда в натуральном выражении на единицу сельскохозяйственной продукции в среднем превышают научно обоснованные нормативы в 4—5 раз, затраты удобрений на получение адекватной урожайности — почти в 2 раза, затраты кормов на производство одноименной животноводческой продукции — в 1,5—2 раза и т. п.

Такая расточительность имеет множество причин и объяснений, но все их можно свести к сплошной незаинтересованности кадров всех уровней в налаживании рационального хозяйствования. Нередко в качестве причин низкой эффективности производства называют сложность и неустойчивость почвенно-климатических условий, отсутствие достаточного количества надежных высокопроизводительных машин, дефицит высококвалифицированных кадров, непредвиденность рыночной конъюнктуры, недостаточность мер и размеров государственной поддержки АПК и т. п. Но все эти и связанные с ними причины быстро ликвидируются, если есть высокая мотивация производительного и заинтересованного труда, если существуют ответственность и нацеленность работников на достижение целевых показателей эффективности.

Комплекс научно обоснованных норм и нормативов должен находиться в основе технологических режимов производства, определять параметры технологий, составы машин и механизмов, размеры затрат труда и критерии результативности производства. Если критерии результативности не отвечают целевым интересам предприятий и товаропроизводителей, то прежде всего необходимо затраты ресурсов (материально-технических средств и труда) привести в соответствие с научно обоснованными нормами и нормативами. На практике должен действовать диктат технологий, который бы не позволял отклоняться от целесообразных нормативов затрат и их окупаемости.

Задачей всякого целесообразного производства в Беларуси должна стать прибыль (или добавленная стоимость), как это сделано практически во всех развитых странах. Расчетная прибыль должна обеспечивать устойчивое (расширенное) ведение сельского хозяйства на условиях самофинансирования. Чтобы она стала фактической на практике, необходим тщательный подбор структуры производства, технологических режимов в прямом соответствии с нормами и нормативами затрат материально-технических средств. Необходимо также наполнение этих инновационных технологий реальными ресурсами в строгой сбалансированности и пропорциональности. При изменении целевых объемов прибыли должны аналогичным порядком изменяться и объемы производства, размеры исходных ресурсов и затрат, структура и иные параметры организации сельского хозяйства.

*    *    *

В завершение следует подчеркнуть, что изложенная совокупность факторов и мер по их реализации не является теоретическим вымыслом, как это может показаться на первый взгляд. Это достаточно взвешенная и вполне оправданная совокупность научных рекомендаций, основанная на многочисленных комплексных исследованиях. Реализуя их, можно добиться искомых результатов — роста конкурентоспособности, самоокупаемости и самофинансирования национального АПК.

Владимир ГУСАКОВ,

академик-секретарь Отделения аграрных наук НАН Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter