Точка опоры для экономического рычага

Как добиться конкурентоспособности, самоокупаемости и самофинансирования национального АПК

Продолжение. Начало в номере за 16 апреля.

5. Инвестиции —  один из факторов устойчивого хозяйствования

Инвестиции необходимы для воспроизводства потенциала земли (внесение органических и минеральных удобрений), обновления основных средств производства (приобретение техники, строительство зданий и сооружений), поддержания нормативов оборотных средств (создание кормовой базы, семенного материала), формирования трудовых ресурсов (мотивация и стимулирование труда) и т.п. Существует четкая прямая зависимость между размером инвестиций и выходом продукции: каждая единица инвестиционного капитала должна давать соответствующее количество конечной продукции. Для этого разработаны специальные нормативы инвестиций (вложений капитала) и окупаемости ресурсов. Они выполняют весьма важную роль, поскольку предупреждают от перерасхода средств и показывают, сколько и каких средств необходимо вложить, чтобы получить запланированный объем продукции.

Иногда перед производителями ставят задачу: произвести максимум продукции при минимуме затрат. Это в корне неправильно, противоречит законам экономики и здравому смыслу, так как при минимуме затрат можно получить лишь минимум продукции. Максимум же возможен при адекватных, максимальных вложениях.

Вместе с тем максимальные затраты (инвестиции) не всегда являются необходимыми и экономически целесообразными. Максимизация затрат приводит к перенапряжению производства, работе на пределе возможностей, то есть на износ. Поэтому правомернее говорить об оптимизации инвестиционных затрат и получении в связи с этим оптимальных результатов производства. Именно оптимизация должна быть основным механизмом стабильного и размеренного хозяйствования, а не минимизация и максимизация, как принято считать.

Источником инвестиций должна являться по определению произведенная и проданная продукция и сформированная на этой базе выручка от реализации и прибыль. Все другие источники — заемные и привлеченные — являются по большей мере платными, возвратными, временными и целевыми, то есть при их использовании предприятия должны строго выполнять предписанные сверху обязательства.

Зарабатывание инвестиций, и прежде всего формирование выручки от реализации продукции, требует организации высокоэффективного производства, позволяющего за счет собственной хозяйственной деятельности покрывать все текущие затраты, осуществлять требуемые вложения капитала и формировать доходы для предстоящего устойчивого развития. Вот почему в каждом хозяйстве необходим объективный и хорошо просчитанный бизнес-план. Он должен основываться на том, что инвестиции являются как исходным началом всякой рациональной хозяйственной деятельности, так и конечным итогом эффективного хозяйствования.

Правда, сбалансированность производства по ресурсам часто нарушается многими форс-мажорными и конъюнктурными обстоятельствами. Одним из них является непредвиденное и скоротечное повышение рыночных цен на ресурсы промышленного происхождения, которые необходимы для сельского хозяйства, — на удобрения, средства защиты растений, ветпрепараты, сельскохозяйственную технику и др. Такая непредсказуемая ценовая конъюнктура выбивает предприятия из ритма, вынуждает направлять на приобретение одних и тех же ресурсов дополнительные инвестиции и полностью расстраивает бизнес-планы. При этом первоначально составленные балансы приходят в негодность, снижается эффективность производства, осложняются возможности для новых инвестиций. Предприятия теряют возможность самоинвестирования.

Предотвратить подобные факты может только ценовой паритет. Это значит, что необходимо возвести в ранг государственного законодательства ценовое эквивалентное соотношение на товары промышленного производства и продукцию сельского хозяйства. Должна быть узаконена «корзина» ресурсов промышленного происхождения и «корзина» продукции сельского хозяйства, по которым следует отслеживать текущее движение цен. Ценовое соотношение по обеим этим «корзинам» должно быть близким к 1,0. Если, скажем, меняются рыночные цены на промышленные ресурсы, то в таком же порядке должны меняться и цены на сельскохозяйственную продукцию.

6. Государственное регулирование

Государство выполняет роль своеобразного буфера, смягчая последствия жесткой рыночной конъюнктуры и неспособности АПК быстро адаптироваться к резким перепадам цен, поставок, спроса и предложения. Например, при избытке сельскохозяйственного производства государство может скупать часть произведенной продукции (чтобы товаропроизводители не потеряли в доходах), а при дефиците, когда спрос на продукцию намного превышает предложения, поставлять на рынок из своих запасов недостающую ее часть для избежания ажиотажного спроса и для поддержания продуктового и ценового равновесия. Но всегда ли необходима аграриям поддержка государства?

В мире имеются разные модели взаимодействия государства и сельского хозяйства. Существуют страны, где государственное вмешательство в аграрную экономику является минимальным, или вовсе отсутствует (Новая Зеландия, Австралия, Океания). Есть группа стран со средним уровнем поддержки (США, Великобритания, страны Латинской Америки). Имеется также немалая совокупность стран с относительно высокой поддержкой и сильным вмешательством государства в сферу АПК (Япония, Норвегия, Швеция).

Беларусь можно отнести к группе стран со средним уровнем государственной поддержки. Централизованные инвестиции у нас в среднем по годам составляют 200—240 долларов в расчете на 1 гектар сельскохозяйственных угодий, тогда как, например, в Новой Зеландии — около 5 долларов, в Европейском союзе — более 800 долларов. В этой связи наша страна имеет возможность выстраивать эффективные рыночные механизмы саморегулирования и саморазвития сельского хозяйства наряду с мерами государственного регулирования. Суммарный размер государственных субвенций в АПК страны не оказывает доминирующего влияния на общие объемы инвестиций. Так, удельный вес государственных преференций всех видов в стоимости валовой продукции составляет в среднем по годам от 10 до 15 процентов. Как видим, преобладающие размеры инвестиций — это средства самих агропромышленных предприятий, включая заемные (их также можно относить к собственным, так как они являются платными и возвратными).

Кроме того, в суммарном размере государственных инвестиций непосредственно на сельское хозяйство направляется не более одной трети, остальные идут на поддержку предприятий и отраслей, которые производят материально-технические ресурсы для сельского хозяйства, включая поддержку банковской системы. Следовательно, с полным правом можно говорить, что наше сельское хозяйство приближается к тому, чтобы работать на самоокупаемости. Но вся проблема в том, что в стране по отношению к АПК сложилась жесткая система прямого административного управления, не позволяющая предприятиям иметь необходимую экономическую свободу и работать на принципах рыночной экономики. Поэтому государственную финансовую поддержку АПК можно расценивать как своего рода плату государства за прямое административное вмешательство в технологические процессы производства.

Способно ли сельское хозяйство Беларуси работать на принципах самофинансирования и самоинвестирования? Да. Только надо создать условия для свободного ценообразования на сельскохозяйственную продукцию на основе равновесия спроса и предложения, чтобы закупочные цены могли покрывать затраты на производство и давать возможность формировать прибыль для дальнейшего расширенного воспроизводства. Это означает, что в обязательном порядке должен поддерживаться паритет между ценами на сельскохозяйственную продукцию и ценами на промышленные ресурсы для АПК.

Сложившиеся доходы большинства населения страны не дают возможности приобретать достаточные объемы продовольствия по свободным рыночным ценам. Именно поэтому государство искусственно сдерживает рост закупочных и розничных цен на готовое продовольствие. В настоящее время цены на сельскохозяйственную продукцию выполняют во многом социальную и даже налоговую функцию. В результате сельское хозяйство вынуждено нести огромные потери доходов и прибыли.

Государство во все времена решало многие свои экономические и социальные проблемы за счет сельского хозяйства. Не является исключением и нынешний период их взаимодействия. Государство установило жесткий контроль за ценообразованием в АПК и привязало его к доходам населения, то есть к прожиточному минимуму основных категорий населения, который составляет так называемую потребительскую корзину. Для того чтобы население могло потреблять необходимый объем и перечень продовольственных товаров, сельское хозяйство лишено возможности свободного ценообразования и самостоятельности рыночного хозяйствования. То есть оно, как и прежде, взяло на себя социальную функцию государства.

В этой ситуации неизбежна необходимость некоторой компенсации потерь сельского хозяйства за счет централизованной поддержки АПК, хотя о полной компенсации речи не идет. Государственные преференции для АПК ныне можно также рассматривать как частичную плату за низкие, вернее, социальные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, не дающие возможности полностью реализовать принцип зарабатываемости средств для перехода на самофинансирование. Сокращение и исключение государственной поддержки при сохранении социальных цен на сельскохозяйственную продукцию не позволяет предприятиям вести даже простое воспроизводство, не говоря уже о расширенном. Поэтому сейчас государственная поддержка аграрного комплекса не только целесообразна, но и неизбежна. Особенно при финансировании таких направлений, как аграрное образование, аграрная наука, поддержание мелиоративных систем, организация семеноводства и племенного дела, проведение противоэпизоотических мероприятий и т. п. Хотя в общем названные направления являются больше функцией государства, а не делом сельского хозяйства. Они относятся к общегосударственным интересам, поэтому по определению должны финансироваться государством, независимо от инвестирования сельскохозяйственной деятельности.

7. Предпринимательство в аграрной среде

Сельское хозяйство, как и любое производство, должно стать сферой реального бизнеса, реализации предпринимательских интересов предприятий и трудовых коллективов. Конечно, далеко не все могут быть предпринимателями. Получить специальное образование и квалификацию — это еще полдела. Надо иметь природные задатки и врожденные способности к предпринимательской деятельности. Настоящих предпринимателей, способных генерировать идеи и воплощать их в практику, в любом обществе совсем немного, это всего несколько процентов от общего количества. Но они по праву составляют «золотой фонд» любой нации. Эти несколько процентов способны создавать эффект, равнозначный и даже превосходящий результаты всех остальных, занятых производственной деятельностью.

Если во главе предприятий находятся дельные, грамотные и способные личности, то хозяйства эффективно функционируют даже в условиях резкой нехватки отдельных видов ресурсов. Налаживается их рациональное взаимозамещение и экономное использование. Если же хозяйства, даже хорошо оснащенные ресурсами, попадают в руки бездарных руководителей, то они за непродолжительное время приходят в упадок. Вот почему в стране надо организовать поиск и подготовку дельных предприимчивых кадров, способных находить решения сложных производственных задач в любых условиях, мобилизовать и повести за собой трудовые коллективы. К сожалению, пока такой системной подготовки бизнесу и предпринимательству в стране нет. Действующие учебные заведения традиционно готовят обычных специалистов-технологов, не имеющих комплексных знаний по организации и ведению бизнеса.

Подготовка предпринимательских кадров должна быть целевой и хорошо организованной. Ее можно осуществлять как на базе действующих в стране учебных заведений, так и путем направления для обучения наиболее способной молодежи в лучшие зарубежные учебные и тренинговые учреждения.

8. Мотивация труда

Самым сильным мотиватором во все времена была собственность, вернее, возможность накопления капитала в различных формах — материальной, имущественной, денежной и др. Заметим, что человек рождается на свет с природным инстинктом приобретения собственности и всю последующую сознательную жизнь стремится к материальному благополучию.

К сожалению, эта сторона мотивации продолжительное время игнорировалась и низводилась к нулю. В связи с этим сильно незащищенной оказалась правовая сторона отношений собственности.

Изучение показывает, что заинтересовать работников в производительном и эффективном хозяйствовании в максимальной степени позволяет участие в прибылях. При этом работники должны иметь право выбора форм участия — трудом, доходами, имуществом и т. п. Например, по итогам производственной деятельности предприятие может отчислять в счет своих работников часть коллективных доходов, которые станут аккумулироваться на специальных персонифицированных счетах и при их дальнейшем обороте в составе предприятия накапливаться и возрастать. Со временем действующие работники превратятся во владельцев и совладельцев части имущества предприятия. Следовательно, их индивидуальные экономические интересы будут интегрироваться с интересами предприятия. При таком подходе совсем не надо делить прошлую, накопленную «чужим» трудом, собственность.

Владимир ГУСАКОВ,

академик-секретарь Отделения аграрных наук НАН Беларуси

(Окончание следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter