Точка опоры

Олег Эйсмонт, научный сотрудник Белорусского НИИ травматологии и ортопедии, провел ряд уникальных операций, которые помогли поставить на ноги пациентов, страдающих заболеваниями суставов.
Олег Эйсмонт, научный сотрудник Белорусского НИИ травматологии и ортопедии, провел ряд уникальных операций, которые помогли поставить на ноги пациентов, страдающих заболеваниями суставов. Подобную помощь оказывают далеко не во всех ведущих медицинских центрах за рубежом.

Если мы думаем, что коленки "хрустят", пальцы рук "щелкают" и "шелестят" потому, что в них залежи солей, то специалисты совсем иного мнения.

- C годами хрящи в суставах истончаются, и, если им вовремя не помочь, они стираются до кости, - говорит Олег Эйсмонт. - Тогда кость скользит о кость, а обладатель больного сустава слышит характерный шелест или хруст. В результате человек зарабатывает остеоартроз, который обычно поражает крупные суставы.

Недугом, на который пытается найти "управу" молодой ученый, в той или иной степени страдают до 10 процентов населения планеты. А потому проблема лечения артрозов не менее актуальна, чем лечение кардиологических и онкологических заболеваний. К тому же в последние годы все чаще отмечаются поражения суставов у молодых людей. Если у 20 - 30-летних начался артроз сустава с глубокими, но небольшими по размеру повреждениями, это состояние лучше лечить сразу. Причем не с помощью таблеток, а кардинально, прибегнув к операции. Запоздав, можно обречь больного уже к 40 годам на частичную потерю свободы движений, на протезирование сустава. Вот почему специалисты стремятся остановить заболевание на начальном этапе. Излюбленная "прописка" артроза - коленные и тазобедренные суставы, а также пальцы рук. Специалисты различают два вида этого заболевания. Первичный остеоартроз, вызванный старением суставов, заявляет о себе у некоторых людей уже после 40 лет. А у перешагнувших 80-летний рубеж он отмечается у абсолютного большинства. Остеоартроз нередко появляется после воспалительных заболеваний и травм, и тогда в хряще тоже нарушается "равновесие".

Четыре года назад зарубежные хирурги осуществили под эндоскопическим контролем трансплантацию костно-хрящевой ткани в колене. Тогда у больного с пораженным суставом с помощью артроскопа, который позволил увидеть места разрушения изнутри, взяли кусочки хряща из здоровых отделов колена и "подсадили" их в больной. Чтобы хрящевые клетки не погибли, забор и трансплантация шли одновременно. Таким образом хирург "пломбировал" места повреждений.

Когда Олег Эйсмонт прочитал информацию об этой трансплантации, он загорелся идеей повторить ее. Но было мало литературы, к тому же хотелось собственными глазами увидеть такую операцию. И ему вскоре улыбнулась удача! Олег Леонидович поехал на стажировку в Германию, выиграв неожиданно даже для себя конкурс, объявленный Фондом немецкой академической службы обмена. Стажировался в одной из ведущих мюнхенских клиник, все свободное время проводил в библиотеке. Его увлеченность делом была замечена немецкими коллегами - Олегу Леонидовичу предложили работу в Германии. Но он вернулся в Беларусь, где через полгода блестяще защитил кандидатскую диссертацию. В то время ему было 32 года. А вскоре он смог убедить чиновников в необходимости закупки очень дорогого инструментария для НИИ травматологии и ортопедии. Отдельные инструменты в этом наборе стоили 1 тысячу и более долларов. А для проведения операции их необходимо иметь не меньше трех десятков.

Весной 2002 года Олег Эйсмонт осуществил наконец задуманное. Сегодня он сделал уже 5 операций по пересадке костно-хрящевой ткани. За одно хирургическое вмешательство пациенту можно поставить на хряще колена или другого сустава до 6 - 8 "заплаток". По сути, ортопед в месте поражения выкладывает из них "мозаику". Трансплантированная ткань точно оседает в образовавшемся в результате болезни сустава дефекте. Некоторые операции хирург выполняет под эндоскопическим контролем, другие - "открыто", поскольку в ряде случаев такой контроль технически невозможен. Кстати, такое лечение за рубежом обходится пациенту более чем в 20 тысяч долларов. У нас же оно бесплатное.

Олег Эйсмонт блестяще выполняет и другие операции на коленном суставе, связанные с повреждением менисков и связок сустава, а также заменой сустава на искусственный (эндопротезированием). Сегодня в НИИ травматологии и ортопедии оперируют ведущих спортсменов страны, после чего многие пациенты обретают не только надежду на выздоровление, но и точку опоры на земле.

А молодой ученый уже грезит новой идеей.

Недавно, оказывается, шведские ученые сообщили, что в этой стране проведена операция по пересадке пациенту хрящевой ткани, выращенной на определенных питательных средах вне живого организма.

- Клетки действительно можно забрать и вырастить вне организма человека, - размышляет Олег Леонидович, - но проблема в другом: как их подсадить, чтобы не погибли? Над этим ученые бьются около десятка лет. Но реальных методик до сих пор не найдено. Тем не менее я мечтаю поработать в этом направлении...

Ученый понимает, что в одиночку такое не осилишь. Придется тесно сотрудничать со специалистами нескольких институтов Национальной академии наук. Причем в соратники нужно призвать мощный научный центр, который имеет средства. Ведь все, что предстоит сделать, стоит немалых денег. Правда, для Эйсмонта безвыходных ситуаций не существует. Он уже провел переговоры с хирургами, учеными академических институтов и, хотя денег пока не нашел, единомышленников приобрел немало.

Он с надеждой ждет тех времен, когда с помощью генной инженерии наметится прорыв в лечении остеоартрозов. Это позволит изменить наследственный код хрящевой клетки. Ведь вся проблема в том, что хрящи не восстанавливаются: их клетки во взрослом организме не хотят размножаться и развиваться. И если случается у человека травма, место повреждения пока заживляется другими тканями. А генная инженерия попытается заставить клетку хряща работать, как в молодости. Но удастся ли?

Наряду с активной хирургической практикой Олег Эйсмонт продолжает работу над докторской диссертацией. Его кандидатская была посвящена артроскопической хирургии коленного сустава, в частности, при повреждениях мениска, артрозе и т.д. Докторская продолжит и расширит научный поиск в этом направлении. Работа Олега Эйсмонта станет своеобразным "путеводителем" для врачей в распознавании и хирургическом лечении артроза - у специалистов появится алгоритм в лечении коварной болезни.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter