Открытые форточки, «опахало» из двери и полив из шланга — мы проверили, как охладить автомобиль в летний зной без помощи кондиционера

То в жар, то в холод

Июнь бьет рекорды. Мы почти привыкли к стабильным +30 °С и выше за окном. Жители бетонных многоэтажек спасаются в прохладе кондиционеров и вентиляторов, выбираются за город, остужаются в водоемах. Автомобилистам приходится сложнее. Особенно если кондиционера в машине нет. Мы решили провести эксперимент и попытались максимально быстро остудить автомобиль без этого устройства. Проверили несколько способов. Задачка, скажем прямо, оказалась со звездочкой.

При +32  оС на улице салон автомобиля на солнце за 10 минут разогревается до +45 оС.

«Заработать простуду проще простого»


Дано: черный хетчбэк «Фольксваген Гольф», условно неисправный кондиционер и +32 °С за окном. Первым делом отправляюсь за консультацией в один из медицинских центров. Терапевт Ирина Мельник рассказывает, чем чревата поездка на авто в экстремально жаркую погоду:

— Буквально позавчера мой сосед по лестничной клетке на себе испытал, что такое тепловой удар. Он едва не потерял сознание прямо за рулем. Соседу 62 года. В таком возрасте нужно быть предусмотрительнее. Впрочем, перегреться запросто может и 20-летний парень. Симптомы самые разные и непредсказуемые: слабость, головокружение, повышение давления, нарушение ритма сердца. В такую погоду, когда салон автомобиля может нагреться до +60 °С, я бы вовсе рекомендовала воздержаться от любых поездок. Если уж садиться за руль необходимо — возьмите с собой побольше воды.

По мнению доктора, включенный кондиционер в этом случае может усугубить ситуацию:

— Представьте, на улице +34 °С, вы садитесь в машину. В салоне +50 °С. Сразу же включаете кондиционер на полную мощность. За короткий промежуток времени температура падает до комфортных +22 °С. Допустим, через полчаса водитель останавливается, уходит по делам. Затем снова садится в авто, продолжает поездку при +22 °С. Такие перепады температуры точно не назовешь полезными и безопасными. Заработать простуду или ангину  проще простого. Совет такой: не стоит сразу кардинально понижать температуру в салоне авто. Оптимальная разница — 5—7 °С.

Некоторые не любят погорячее


Температуру мы измеряли электронным термометром. Прежде чем пустить его в дело, сравнили показания со спиртовым собратом. Они совпали. Отличие в том, что электронный прибор быстрее реагировал на изменения окружающей обстановки.

Мы исполь-зовали элек-тронный градусник. Его преимущество — скорость измерений.

Подопытный «Гольф» припаркован в одном из брестских дворов. Накануне мы оставили в салоне термометр. Он показал +35 °С, хотя на улице к тому времени было +32 °С. Выезжаем из тени на самый солнцепек. Останавливаемся. Проходит 10 минут, и салон автомобиля нагревается до +45,3 °С. Первое испытание для кондиционера. Выключаем циркуляцию воздуха, кондей — на полную мощность. За 10-минутную поездку в таком режиме температура падает до +33 °С. Дальше она снижается неохотно. Возможно, кондиционер не совсем исправен или он попросту не справляется с жарой.

Другой метод оказался эффективнее, но без кондиционера опять же не обошлось. Перед поездкой нужно открыть окна и двери на несколько минут. Если начать движение с опущенными стеклами и только после включить кондей, то он гораздо быстрее снизит температуру до комфортных значений. Но что если кондиционер не работает? Или его вовсе нет?

На часах 12.30. Паркуемся возле супермаркета. Оставляем «Фольксваген» на солнце и отправляемся за покупками. За 10 минут салон автомобиля нагрелся до 45,3 °С. Пробуем такой метод: открываем все окна, двери, багажник. Первое время температура все еще ползет вверх на десятые доли градуса. Затем начинает снижаться. Проходит 10 минут, и в салоне около +37 °С. То есть почти как на улице. Если же оставить авто на парковке со слегка приоткрытыми окнами, то салон нагреется на пару градусов меньше. Проверено.

А если припарковаться в тени, а не на солнце? Переезжаем, засекаем 10 минут, снимаем показания: +40 °С. Разница существенная — больше 5 градусов. И это за столь короткий промежуток.

Многие автолюбители закрывают лобовое стекло автомобиля специальными отражателями. Метод оказался предсказуемо эффективным. Даже за 10 минут на солнце температурная разница составила три градуса. Если машина стоит на солнцепеке часами или вовсе целый день, то такая шторка очень полезный аксессуар.

В интернете нашел еще один метод быстрого охлаждения салона: с одной стороны нужно опустить стекло, а с другой открыть дверь. И работать ей, как опахалом: открывать-закрывать. За несколько движений горячий воздух должен выйти из салона через открытое стекло. После минуты активного движения дверью температура действительно снизилась: с +43 °С до +41 °С. Но при такой жаре за окном способ оказался весьма энергозатратным.

Что ж, самый очевидный метод — окна настежь и вперед. Подождал, пока салон нагреется до +45 °С, отправился в путь. Поначалу все шло очень неплохо. Температура снизилась до +38 °С. Но тут на моем пути попался закрытый переезд. Пробка. Цифры на термометре начали меняться в обратную сторону: +39 °С, +41 °С. В соседней полосе — чадящие грузовик и маршрутка. Водитель «Газели» вышел из салона, облил голову водой из бутылки и забрался обратно. Каждый спасается как может…

Приступаем к водным процедурам


Еще один способ удалось проверить совершенно случайно. В одном из дворов мальчишка, которого, как оказалось, зовут Дима, поливал туи и газон. Подождав, пока салон авто прогреется до +45 °С (теперь на это уходило меньше 10 минут), мы попросили Диму устроить душ для «Гольфа». Он активно поливал машину, но цифры на градуснике пусть медленно, но все же ползли вверх. В общем, фиаско.

Поливать авто водой в жару бесполезно. Температура в салоне только выросла.

В поисках эффективных методов мы отправились к специалисту. Алексей Шоломицкий более 15 лет занимается заправкой и ремонтом кондиционеров. По его мнению, альтернативы системам кондиционирования сегодня нет:

— Снизить температуру в салоне авто ниже, чем на улице, без помощи кондиционера вряд ли удастся. А вот сделать поездку комфортнее — вполне. Есть несколько относительно эффективных способов. Во-первых, все стекла можно заклеить атермальной пленкой. Она значительно снизит нагрев салона. Во-вторых, в продаже есть вентиляторы, которые работают от прикуривателя. Они стоят 20—30 рублей. Не панацея, конечно, но все же лучше, чем ничего. Ну и, в-третьих, остается прибегать к хорошо известным способам: ездить с открытыми окнами, парковаться в тени, периодически брызгать водой на торпедо. Но, на мой взгляд, в XXI веке автомобильный кондиционер не роскошь, а необходимость.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter