Надо ли спасать отшельников?

То ли воля, то ли неволя

Журналисты из Гомеля опубликовали недавно статью о затворнице: на берегу озера в шалаше вот уже три года живет 57-летняя Зоя и, по ее словам, возвращаться к людям она не хочет. После публикации судьбой отшельницы заинтересовались представители гомельской администрации Центрального района. Они хотят помочь женщине, предоставить ей временное жилье, но она покидать свою скромную хижину наотрез отказывается.

Одна из участниц нашей рубрики считает, что на лоне природы выживают сильнейшие и в помощи Зоя действительно не нуждается. Ее оппонент возмущен. Он говорит, что уход от общества в лес недопустим, как и бегство в наркотики или в алкоголь. Любопытно, каков будет вердикт по «делу Зои» третьего участника спора, что скажет наш опытный рефери?

Поля Гогена, некогда удивившего всех и отправившегося жить на Таити, сегодня называют первым дауншифтером в искусстве. «День божества». 1894 г.

За горизонтом событий 

Мне искренне жаль Зою. Она искала уединения, долгих три года прокладывала путь к себе, к тихой и спокойной жизни наедине с природой. А получилось, что вышла в итоге на красную дорожку с софитами: фотографии с ее изображением облетели газеты, Зою обсуждают, о ней судачат, беспокоятся. И что самое абсурдное, протягивают руку помощи: давай, выходи к нам, поселим в кризисную комнату при городском центре социального обслуживания.

Пару месяцев назад в программе «Пусть говорят» точно так же спасали всем миром Марину, которая вполне счастливо жила себе 25 лет в лесу в окружении собак. Но добрые самаритяне нашли ее родственников и даже дочь, которую Марина четверть века назад оставила. По-моему, авторы и участники ток-шоу до сих пор пытаются выкорчевать непокорную из насиженного лесного укрытия. «Ну как так? — восклицают они. — У тебя же дочь!..» 

«Вот что такое в конечном счете одиночество: закутаться в шелковый кокон своей души» (Август Стриндберг, писатель).

Между тем отшельничество, пожалуй, самая романтичная и часто воспроизводимая в культурах разных стран форма бытия. Вспомним бродяжничество Будды, самоизоляцию Поля Гогена или бегство в труднодоступную саванну Михаила Фоменко, австралийского Тарзана с русскими корнями, — какие это все привлекательные мифы! В конце концов, каждый из нас строил шалаш в детстве и жил в собственном выдуманном мире, подражая Маугли, Робинзону или Агафье Лыковой, — ролевых моделей в культуре не счесть. Психологи до сих пор спорят о том, что же побуждает взрослых людей отказываться от жизни в обществе и искать себе жилье в безлюдных лесах, горах, на островах или в джунглях. Ведь там, где есть общество, обязательно находятся те, кто хочет его избежать. 

Так давай договоримся, Роман, подобных людей не считать «больными» или «ненормальными». Отшельничество — одна из самых древних культурных форм. И к тому же страшно притягательная. Никогда не забуду, как в Перу нас во­зили на плавучие острова озера Титика любоваться местными индейцами племени уру, которые до сих пор живут в шалашах вдали от токсичной цивилизации без света и воды. Я почти уверена, что это был театр для туристов и аутентичности в подобных «смотринах» ни на грош, а вот за экскурсию мы заплатили немалые деньги. Вывод напрашивается сам собой: там, где есть отшельники, обязательно найдутся те, кто протопчет к ним дорожку, чтобы поглазеть. Удивлена, что наша Зоя сумела продержаться в своем жилище у озера несколько лет и, судя по ее настроению, предпочла бы оставаться там как минимум столько же. Считаю, имеет на это полное право. И ни в коем случае не надо ее спасать.

Как ты прекрасно знаешь, никакой реальности не существует. Точнее, не так. Реальность зависит от наблюдателя. С нашей точки зрения, Зоя несчастна, бомжует и непременно погибнет лютою зимою от холода. Но вспомним опыт Марины: 25 лет в лесу в Подмосковье, и никаких признаков болезней — крепкая румяная женщина просто лучится нездешней энергией, к тому же сильная и свободная духом. Из чего я делаю вывод, что наши законы пространства и времени там, в лесу, «за горизонтом событий», перестают действовать. Нам представляется, что Зоя на наших глазах угасает, превращаясь в асоциальную личность, а она считает, что живет своей богатой духовной жизнью в окружении котов и птиц: читает книги, помогает животным, очищает берег озера от мусора. Кстати, идея покинуть зону комфорта крайне популярна среди пресыщенных горожан — трехнедельные туры в джунгли и ночлег в палатках устраивают многие мои знакомые. Понимаю, они хотят разгрузиться от неврозов, суеты и плохой городской экологии. Но перешагнуть черту, действительно отказаться от уютного дома с теплым туалетом?.. Мне кажется, на такое способен только действительно сильный духом. Такова наша Зоя. И нам ее не понять.

Виктория ПОПОВА

viki@sb.by

Модный вредный тренд 

Представь, Виктория, выезжаешь ты летом на природу отдохнуть. На озеро, к примеру. Но к воде не подойти: по всему берегу плотно стоят шалаши современных отшельников. Они уже попользовались своими правами, но им неохота нести обязанности. Поэтому бежали от опостылевшего общества. А ты наступаешь на ежа, допустим. И хромаешь в сторону поликлиники, вернувшись в город. Но в лечебном учреждении никого нет. Так же пусто в школах и офисах, в цехах и автопарках. Все ушли отшельничать, то есть жить без благ цивилизации в обмен на возможность не ходить на работу. Наслушались твоих речей и поверили, что отшельничество — это романтично и трогательно. Вот так, благодаря твоей попустительской позиции, мы и вернемся в каменный век — будем добывать огонь трением и спать на моховых подстилках. Заодно погибнет и цивилизованное общество — то самое, которое человечество пестовало веками, вырабатывая общие правила сосуществования в нем людей с разными характерами и склонностями. Таково мое радикальное утрированное видение ситуации, которая может развиться, если благодушно относиться к модному, но вредному тренду затворничества. 

«Независимо от того, сколько бы ты ни обижался, людям все равно надо верить, иначе уподобишься отшельнику в пещере, который и во сне начеку» (Роберт Хайнлайн, писатель-фантаст).

Ведь впору за голову хвататься: случаи с живущей в лесах под Гомелем Зоей или Мариной из Подмосковья — лишь самая макушка айсберга, в подводной части которого — сотни похожих судеб. Российский фотограф Дмитрий Ткаченко снял целый цикл портретов современных схимников — людей, одиноко живущих в самодельных хижинах по 15 — 25 лет. Цикл честно назван «Побег», по-английски Escape. То есть речь идет о давно известном явлении эскапизма — бегства от действительности. Почитай интервью с этими добровольными дикарями: они все столкнулись с обыденными проблемами, которые не пожелали преодолевать. Не заладилась семейная жизнь, обидели бюрократы, расстроили дети, испугала болезнь. Миллионы регулярно сталкиваются с подобными трудностями и успешно с ними справляются, в том числе с помощью общества, которое для того и существует, чтобы люди поддерживали друг другу. А когда некоторые заблудшие овцы вдруг становятся в позу обиженных детей и демонстративно отказываются от этой помощи в стиле «назло мамке отморожу уши», это говорит только об их инфантилизме. Потому и поступать с ними следует, как с детьми: не потакать капризам, а вежливо и настойчиво вразумить, чтобы «бунтари» и впрямь не пострадали от собственных закидонов.

А тебе, Виктория, следовало бы не романтизировать уход в шалаши, а ужаснуться ему ровно так же, как мы ужасаемся последствиям наркомании и алкоголизма. Ведь эти болезни — такие же формы эскапизма, как и прочие. Уход от скучной реальности в иное бытие, с розовыми слонами и прочими галлюцинациями. К слову, бегство от жизни в миры компьютерных игр — почти то же самое. Общее у разных форм этой хвори одно: человек перестает жить на одной плоскости с другими людьми. Он прекращает выполнять негласный договор с государством и обществом, которым ему гарантируются известные права за исполнение некоторых обязанностей. Не заботится как о семье, так и о себе. Не производит ничего полезного. Никому не помогает, никого не любит, ни за кого не переживает, ни за что не отвечает. Вот чем такое описание лесного отшельника, который якобы никому не мешает, отличается от описания типичного наркомана? Последний, кстати, тоже не просит помощи. Тем не менее государство пытается возвращать к нормальной жизни людей, временно выпавших из нее. Еще и по той причине, что именно с властей будет спрос, если человек погибнет, вовремя не оттянутый за руку от пропасти. Так что я вполне понимаю гомельских руководителей, которые не желают оставить отшельницу Зою замерзать в ее шалаше. Их же потом и осудит «сердобольная» общественность, случись что…

Единственный вид отшельничества, вызывающий у меня уважение, — это когда оно продиктовано религиозными причинами. Как у монахов давних лет, уединяющихся для общения с Богом. Тем самым они обретали духовную силу. А вот робинзоны, бегущие от общества вследствие своих слабостей, сочувствия нисколько не вызывают.

Роман РУДЬ

rud@sb.by

Брейк!

О подобных историях в последнее время рассказывает не только народная молва, но и СМИ: сюжет об отшельнице Зое показало даже телевидение. Громкий резонанс разделил зрителей на два лагеря. Мнения понятны. Виктория и Роман очень обстоятельно представили свои точки зрения, ярко и эффектно дополнив позиции интересными экскурсами и реальными примерами из жизни. Тем не менее хотелось бы все-таки смотреть на ситуацию несколько глубже. Будем откровенны, Зоя, говоря протокольным языком, — лицо без определенного места жительства. Будем называть вещи своими именами. И таких уже, к сожалению, у нас немало. Что заставило человека опуститься ниже всех социальных стандартов? Не стоит придавать этому уединению черты романтизма и изысканности, это беда, когда человеку негде жить и нечего есть. Также не стоит сравнивать подобные случаи с историями о пресыщенных горожанах, которые сознательно бомжуют, устраивая «туры» в палатках. Ведь разница очевидна: одни действительно пресыщены жизнью и ищут острых ощущений, а другие каждый день находятся между жизнью и смертью. Это социальная проблема, и ее надо решать.

Настоящий романтизм появится только тогда, когда исчезнут причины, заставляющие людей отказываться от цивилизованной жизни. Позиция Романа сегодня мне более близка. Закутаться в шелковый кокон своей души — это прекрасно, но только тогда, когда есть теплое одеяло. 

Дмитрий ШАМКО

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter