Что будет делать ирландский художник в арт-резиденции в музее Заира Азгура?

То ли художник, то ли экспонат

Потустороннее звучание терменвокса, скульптуры, выплывающие из темноты и кажущиеся живыми благодаря цветной подсветке, люди, неподвижно сидящие и стоящие между героями Коласа или революционными вождями, так что сами напоминают статуи... Музей–мастерская Заира Азгура всегда дарит посетителям сильные впечатления. Иногда настолько сильные, что люди готовы буквально поселиться в доме скульптора, как это произошло с ирландским художником Марком Дерканом.

ФОТО АЛЕКСЕЯ ВЯЗМИТИНОВА.
— Марк, когда впервые попал сюда два года назад, сказал: «Я хочу у вас жить!» — директора музея–мастерской Оксану Богданову сложно застать на одном месте, и для разговора приходится бегать следом по лестницам, коридорам и залам. Открытие арт–резиденции Марка Деркана даже для музея Азгура, славящегося целым спектром самых разнообразных и неожиданных проектов, вещь новая и неизведанная:

— Подобное впервые происходит в наших стенах, для нас это неожиданность, большой подарок и сюрприз. Арт–резиденция всегда представляет собой глобальный человеческий эксперимент. Очень интересна позиция художника, в качестве объекта своего исследования выбравшего место, которое его заинтриговало и притянуло, и эпоху, которая здесь представлена.

— Когда Марк впервые попал в мастерскую Заира Азгура, он очень сильно впечатлился увиденным, — вспоминает куратор проекта Дарья Скороходкина. — Его потрясла организация пространства, поразил контраст между людьми, входящими в главный скульптурный зал, и теми, кто запечатлен в работах мастера, статуями, которые не двигаются, не смотрят, при этом превышают нас по размерам.

Также художника заинтересовала диспропорция: Азгур лепил в основном мужчин, при этом в самом музее трудится преимущественно женский коллектив. И ирландцу, по его признанию, интересно поработать с привнесением большего количества женских образов в это пространство.

— Музей не похож на привычные мне, — объяснил художник свой интерес к мастерской Азгура. — Я хочу провести в нем некоторое время, больше узнать о хранящейся здесь коллекции, о тех, кто здесь работает и кто сюда приходит. Буду делать их видеопортреты, приглашать к взаимодействию.

Каждый пришедший в музей в ближайшие недели становится арт–объектом и возможной моделью художника, выбравшего своей областью действия видео–арт, инсталляции и перформанс. Посетителей ожидают ролевые игры, психодрама, ларпы (ролевые игры живого действия) и прочие современные практики, популярные у молодежи. Марк большой поклонник подобных форм самовыражения. Сам выпускник Национального колледжа искусств и дизайна в Дублине на период работы арт–резиденции становится в некотором роде одним из экспонатов главного скульптурного зала — только живым и говорящим, активно впитывающим происходящее вокруг. Мысль ненова: если ты смотришь на картину или статую, то и они смотрят на тебя. Итогом этих взаимных переглядываний станет презентация работ Марка Деркана, созданных за месяц работы арт–резиденции. Сам художник, кажется, пока до конца не знает, куда заведет его вдохновение. Тем любопытнее следовать за ним по пути творческого эксперимента.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter