То густо, то пусто...

Сейчас в цехах тихо. Не предвещает ли это «весенний аврал»?
Сейчас в цехах тихо. Не предвещает ли это «весенний аврал»?

После того как поля опустели, а урожай перекочевал на перерабатывающие заводы и в элеваторы, главной заботой крестьян опять становится подготовка техники к новому сезону. Не отремонтированный вовремя трактор или комбайн может земледельцам дорого обойтись. Весна не спросит о причинах проволочек, и упущенные сроки пахоты или сева обернутся в итоге недобором урожая. Однако в просторных производственных корпусах Дзержинского мотороремонтного завода, где, по идее, уже должны вовсю развернуться работы по ремонту двигателей к тракторам и комбайнам, лишь поблескивают свежевыкрашенными боками выложенные ровненькими рядами машинные узлы да стоит звенящая тишина. Почему?

— Завод простаивает уже месяц, работникам, которых более 120 человек, выплачиваются две трети тарифной ставки первого разряда за вынужденный простой, — вздыхает технический директор предприятия Борис Снегирев. — Нет заказов, нет и денег на закупку запчастей, имея которые мы могли бы нарабатывать продукцию про запас. В феврале, перед началом пахоты, эти двигатели разошлись бы вмиг! Но около 300 миллионов рублей «оборотки» заморожено в готовой продукции, которую хозяйства не выкупают у завода, еще 210 миллионов «зависли» в долгах сельхоз-предприятий Минской области. Отремонтированные двигатели они получили, но до сих пор за них не рассчитались. Завод не может заплатить налоги в бюджет, появилась проблема с выплатой зарплаты...

На предприятии считают, что главный бич ремонтных заводов, имеющихся в каждой области для удовлетворения потребностей в ремонте сельскохозяйственных машин, — сезонность. Осенью немногие руководители хозяйств готовы потратить деньги на ремонт техники, которая понадобится в лучшем случае спустя четыре месяца. Сегодня в неделю на предприятие привозят максимум два–три двигателя, ради которых слишком накладно запускать завод в работу. Электроэнергия обойдется дороже, чем будет стоить выполненная услуга. В месяц здесь способны перебирать полторы сотни двигателей. Однако в феврале, когда до выхода в поле остаются считанные недели, двигателей в Дзержинск везут в пять раз больше! Завод работает в полторы смены — до ночи. Но все равно за один месяц выполнить все заказы, поступающие из Минской области, не способен. Проработать 2 — 3 смены подряд человеку не по силам просто физически! В итоге заказы и соответственно деньги из Дзержинска уходят на другие аналогичные заводы. Это не только лишает специализированное предприятие заказов, но и за счет транспортных расходов удорожает услугу для хозяйств.

— В этом году хозяйства Минщины закупили у нас продукции всего на 800 миллионов рублей, в то время как на Витебском мотороремонтном заводе более чем на миллиард, — сетует директор завода Юрий Сенько. — К весне деньги на ремонт находят все. А почему бы сегодня не профинансировать хозяйства из областного бюджета через наш завод? Ремонтировать машины все равно придется. Но в этом случае и предприятие бы работало, и хозяйства вовремя, без аврала, подготовились бы к полевым работам.

Кстати, многие так и делают.

— Вся продукция в этом году у нас выкупалась областью и передавалась хозяйствам за счет субвенций, выделенных государством, — поделился своими производственными «секретами» директор Слонимского мотороремонтного завода Федор Тимофейчик. — Благодаря этому завод работает на протяжении года без сбоев, собирая по максимуму заказы со всей Гродненщины.

Впрочем, начальник главного управления механизации и технического прогресса Минсельхозпрода Франц Минько считает, что проблема ремонтных предприятий упирается не только в финансирование и расчеты с хозяйствами.

— Ремонтным предприятиям надо быть более гибкими в поисках работ и потребителей своих услуг. Не секрет, что объемы ремонта сельхозтехники с каждым годом будут снижаться. В хозяйствах идет масштабное обновление машинно–тракторного парка. В итоге загрузка производственных площадей под программу ремонта этого года составит всего 40 процентов. Поэтому заводам, возможно, следует переориентироваться на выпуск несложных машин и сельхозоборудования. Потребность в них есть. К примеру, динамично развивающаяся сегодня отрасль плодоводства требует целый комплекс машин: садовые косилки, контейнеры, опрыскиватели, сборщики ветвей и т.д. Номенклатура достаточно широкая, и частично потребность в ней теперь покрывают вовремя сориентировавшиеся коммерческие фирмы. Учитывая, что под развитие этой отрасли государство выделяет деньги, изготовление соответствующей техники, возможно, на условиях кооперации, могло бы стать хорошим подспорьем для этих предприятий.

При условии, разумеется, что продукция будет иметь сбыт. Тот же Борис Снегирев с горечью рассказал мне, как изготовленный заводом окучник–культиватор для возделывания картофеля по голландской технологии оказался в итоге невостребованным. Эту машину купили только несколько десятков специализированных хозяйств. Аналогичная ситуация и с другой продукцией, освоенной ремонтниками. К примеру, на складах предприятия «Речицаагросервис» запчастей к комбайнам, изготовленных по заказам, согласованным с облисполкомами, скопилось на сумму более 700 млн. рублей. Для небольшого предприятия это солидные деньги.

И все же выход из сложной ситуации, в которой оказались ремонтные предприятия, есть. Кроме всего прочего, по мнению специалистов, нишей для них сейчас может стать техническое обслуживание машинно–тракторного парка, а также нового оборудования животноводческих ферм. Пока эту услугу преимущественно оказывают фирмы–поставщики иностранного оборудования. Ремонтные заводы со своими станками и квалифицированными работниками вполне могут оказать им достойную конкуренцию, от чего в итоге выиграют потребители.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter