То, что не доктор прописал

Только 48 из 1.
Только 48 из 1.635 бывших солдат и офицеров - инвалидов Великой Отечественной, живущих в Гомельской области, побывали в 2003 году в санатории. За положенную им путевку ветераны предпочитают брать денежную компенсацию. Вряд ли дело только в стремлении получить весомую прибавку к пенсии. Просто не все старые солдаты, изувеченные войной, уверены, что выдержат дорогу до... Лепельского военного санатория под Витебском. Именно туда в соответствии с Законом "О ветеранах" должны предоставляться путевки инвалидам, получающим пенсию по линии Министерства обороны.

...Более года назад - 19 декабря 2002 года - парламент прекратил переписку с гомельским пенсионером Евгением Томашевичем. Немудрено - с 1998 года Евгений Александрович направил депутатам более 30 обращений. Репутацию сутяги бывший фронтовик нажил, добиваясь как раз урегулирования "санаторного" вопроса. Причем старается ветеран уже даже не для себя - ему-то в виде исключения выдали в конце концов путевку в Ченки, что под Гомелем, - а за идею.

Лепельский военный санаторий - учреждение Министерства обороны. Те, у кого хватило здоровья там побывать, отзываются об этой здравнице в высшей степени положительно. Однако поездка туда из Гомеля - мероприятие, требующее решимости любой ценой поправить самочувствие. Чтобы осуществить свое право на оздоровление, 80-летний инвалид, экипированный тростью, чемоданом и кульком таблеток, должен, отправившись вечером из Гомеля, провести полночи в поезде, просидеть 4 часа в ожидании рассвета и лепельской электрички на вокзале в Орше, добраться до автостанции в Лепеле, подождать полтора часа автобус, который и отвезет непосредственно в санаторий. В общей сложности на дорогу уходит немногим менее суток. Если ехать не из Гомеля, а из глубинки - путь получается гораздо тернистее. А ведь предстоит еще и обратная дорога...

Евгений Томашевич считает, что продекларированное в законе оздоровление ветеранов перестанет быть фикцией, если участникам войны по их желанию будут давать путевки в местные санатории и дома отдыха. Пока же чем актуальнее для инвалида вопрос поправки здоровья, тем меньше шансов попасть в прекрасный во всех отношениях Лепельский санаторий. Полулежачий или передвигающийся на костылях ветеран может добраться, к примеру, на такси в те же Ченки, но не в Лепель.

Заметим, инвалидам войны, получающим пенсии по линии Комитета по труду и социальной защите Гомельского облисполкома, выделяются путевки в областные санатории (что, кстати, воспринимается как дискриминация представителями обеих сторон - мол, воевали одинаково, а получаем по-разному). Возможно, такое деление ветеранов на "собесовских" и "армейских" наполнено неким глубоким смыслом, однако постичь его непросто.

Как рассказал начальник Лепельского военного санатория Михаил Лях, в месяц его заведение принимает 50 - 60 инвалидов Великой Отечественной. Около половины затрат на их пребывание покрывается за счет средств, заработанных санаторием, остальное оплачивает Минобороны. Если военное ведомство прибегнет к услугам других здравниц, путевки придется покупать по полной стоимости. Учитывая то, что большинство структур Минобороны на зарабатывании денег не специализируется, взять их больше негде, кроме как в бюджете. Только кто ж их даст?

Переписка гомельского пенсионера с парламентом - чтиво само по себе любопытное. Адресату непременно терпеливо рассказывают, что ветеранам положено по закону, как организуется оздоровление, напоминают о постоянной заботе об участниках Великой Отечественной войны.

- Да не надо мне объяснять, - нервничает Евгений Александрович. - Я все это знал, когда они без штанов бегали!

Томашевич добивается от народных избранников ни много ни мало - пересмотра закона, с тем чтобы армейские ветераны южных областей Беларуси могли ездить не только в Лепель. "...Невозможно предусмотреть перечень санаториев и категории граждан, которые имеют право на получение путевок в какой-либо конкретный санаторий", - загадочно отвечают в парламентской Комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов. "...Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению - правительства. ...Решить поставленный вами вопрос на данном этапе не позволяет сложное экономическое положение", - поясняют в Комиссии. Учитывая возраст и состояние здоровья ветеранов, может случиться, что "данный этап" многие из них не преодолеют. Что же касается "увеличения расходов", то путевка на 21 день в Лепель стоит 480 тысяч рублей. Для сравнения: путевки в санатории "Солнечный", "Приднепровский", "Васильевка", расположенные под Гомелем, стоят около 360 тысяч.

Герой Советского Союза летчик Григорий Денисенко - также из числа тех, кому "прописан" "Лепель". Но в этом санатории он так ни разу и не побывал - здоровье не позволяет. С удовольствием поехал бы в какой-нибудь из местных - близко, удобно и климат комфортный, без перепадов. Да не положено...

- Почему бы не перевести бюджетные деньги, что выделяются для оздоровления ветеранов, на собес? - не улавливает тонких ведомственных интересов бывший летчик.

Со стороны происходящее похоже на перекладывание государственных денег из одного ведомственного кармана в другой.

Как рассказала ответственный секретарь областной организации Белорусского объединения ветеранов Полина Шевцова, уже лет 5 пенсионеры добиваются, чтобы Минобороны и Министерство соцзащиты как-то договорились между собой, но воз и ныне там...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter