Утром в Минске не продохнуть. Спешащие на работу водители умело лавируют между рядами, стараясь не застрять в пробке. В этой суматохе кажется, не все водители выполняют одно из главных требований участия в дорожном движении — о необходимости пройти техосмотр — и тем самым подвергают других опасности. А стоило бы, ведь такая безответственность может привести к трагическим последствиям: не так давно из-за неисправного тормоза водитель тягача, не прошедшего ТО, врезался в маршрутку. В этой аварии погиб один пассажир, а 21 получил ранения. Корреспондент «Р» вместе с сотрудниками ГАИ проверила, много ли потенциально неисправных машин ездит по улицам города.

В рейд по проспекту Дзержинского выезжаем с Виктором Жидовичем и Дмитрием Москалевым, госавтоинспекторами отдела технического надзора УГАИ ГУВД Мингорисполкома.
— Проспект с утра загружен, поэтому мы выбираем участок с менее интенсивным движением, чтобы его не затруднять, — говорит Виктор и смотрит на проезжающие машины.
Минута — и останавливаем старенький Mercedes. Водитель Владимир с ходу признается, что техосмотр в последний раз проходил 3 года назад:
— Я уже купил новую машину, скоро на нее пересяду. А эту даже нет смысла на техосмотр гнать. Я знаю, что из-за неисправностей бывают аварии, но сам слежу за машиной: точно могу сказать, что с ней все в порядке.

Но для сотрудников ГАИ это слабое оправдание, поэтому сегодня они выносят Владимиру постановление об административном правонарушении. Штраф 25,5 рубля нужно заплатить в течение месяца, иначе он увеличится на две базовые величины (в итоге придется платить 76,5 рубля).
Интересно, а как сотрудники ГАИ определяют, что машина не прошла техосмотр? Лейтенант Дмитрий Москалев говорит, что в первую очередь обращает внимание на внешний вид авто:
— К примеру, частые проблемы — сквозная коррозия кузова и трещины на лобовом стекле. Или, как здесь, машина полностью затонирована.
После этих слов Дмитрий указывает жезлом на обочину — и снова около нас останавливается Mercedes. Правда, новый, идеально чистый, с «модными» номерами. Неужели и у него нет ТО? Водитель Павел говорит, что техосмотр никогда не проходит, и объясняет:
— Я и так знаю, что с машиной все в порядке, зачем деньги тратить? Съездить на ТО не проблема, я «убегаю» от дорожного сбора. Почему бы его не заложить в стоимость топлива? Сколько ездишь — столько и платишь.

Павел обещает заплатить штраф сегодня же и благодарит инспекторов за бдительность.
Кстати, если техосмотр пройден, на лобовом стекле можно заметить соответствующую наклейку. Но ее отсутствие не говорит о нарушении.
— Например, человек все проверит, повесит наклейку, а через месяц в стекло прилетит камень, и оно разобьется. Стекло меняют, соответственно, наклейки уже нет, — уточняет детали Виктор. — Но у водителя всегда остается сертификат о прохождении.
И снова наш «клиент» — из Peugeot с виноватым видом выглядывает Артем. Говорит, что о важности ТО знает, но все никак руки не доходят его пройти. По документам видно — врет: за подобное нарушение в прошлом году его штрафовали аж 5 раз. К слову, выяснилось, что он частный предприниматель, на этой машине перевозит стройматериалы. Поэтому и штраф ему придется заплатить побольше — 4 базовые величины (102 рубля).
За несколько часов мы проверили 20 авто, 12 из которых оказались без техосмотра. А что говорят добросовестные водители?
— Приехал на ТО, и при прохождении линии отказали передние тормоза, — рассказывает владелец Audi Сергей. — Починил и снова приехал — на этот раз отказали задние тормоза. Хорошо, что это выявилось при проверке. Лучше так, чем на трассе: и себя бы покалечил, и других. Всем водителям советую следить за своими машинами или ездить на общественном транспорте.
К слову, сотрудники ГАИ постоянно напоминают водителям о важности прохождения ТО. Результат, конечно, радует: в этом году в Минске не произошло ни одной аварии из-за неисправных авто (в прошлом — 3 аварии).