Ткани от Ани

Анна Балаш — автор знаменитых кукол, а также платьев, в которых щеголяют парижанки.
Анна Балаш — автор знаменитых кукол, а также платьев, в которых щеголяют парижанки. Для нее одежда — главный смысл жизни. Но смысл гораздо более глубокий, чем у большинства других женщин

Ветхий бархат

Изготовление кукол для художников обычно не более чем хобби, но таких, какие делает Анна Балаш, не делает больше никто в мире. Эти куклы — не просто копии каких–то персонажей. Они у нее, как любимые цветы, вырастают из вороха экзотических тканей, точнее, из историй, заключенных в этих тканях, оставляя предчувствие близкой разгадки тайны. Тайны шелка или кружев...

Хотя Анна и родилась в семье известного кинокритика, семейную династию она не продолжила и вошла в кино через совсем другую дверь — как художник по костюмам. Наверное, и вправду бывают люди с врожденной страстью к тканям — Анна всегда любила ощупывать, осязать всевозможные лоскутки, угадывать, что с ними было или могло быть в «прошлой жизни». Точно так же, как ее наставница в кино Элеонора Семенова, много лет работавшая на «Беларусьфильме» с Рубинчиком, Климовым и другими именитыми режиссерами. «У нее дома было огромное количество всяких воротничков, кружев, перчаток, — вспоминает Анна о своем учителе. — Рассказывая о чем–то, Семенова постоянно перебирала свое тряпичное богатство... А знаете, как она делала костюмы к «Дикой охоте короля Стаха»? Это такая пьянящая, наркотическая история!..»

Чтобы придать наряду пани Яновской подобающую ветхость, Семенова варила и натирала песком кружева ее платья. Кстати, позже сама Анна, работая над фильмом Виктора Шевелевича «Капкан для зубра», поступила еще более радикально: привязала только что сшитые (и, между прочим, безумно дорогие по тем временам) костюмы к автомобилю и прогнала машину по полям. У съемочной группы был шок. Анне же просто жизненно необходима была пыль дорог на этих костюмах...

Харбинские кружева

Куклы у нее появляются, когда собирается достаточное количество «созвучных» между собой лоскутков. Не все покупается — что–то ей дарят, что–то выменивается. «Слава Богу, не ворую. Хотя соблазны иногда возникают, — признается художница. — В наших маленьких городках, бывает, встречаются бабушки, которые носят удивительные шелковые платки, связанные еще «за польским часом». Меня очень бодрит, когда я такое вижу...»

Ткани она собирает теперь по всему миру — благодаря выставкам кукол и одежды «от Балаш» коллекция лоскутков пополняется у нее уже сама собой. Например, в Харбине Анна познакомилась с семьей белорусских эмигрантов, которые подарили ей кружева своей бабушки. «Это очень печальная и очень светлая история, — рассказывает Анна. — Их бабушка, Нина Ивановна, когда попала в Китай, оказалась в глубокой нищете. И вот она стала распускать свои вещи и иголкой вязать из них кружева... Представляете, сколько дум над ними было передумано, сколько судеб туда было вплетено?»

Из этих кружев и вышитого вручную шелка у нее потом возникла мечтательная кукла Маша... Рядом с Машей вскоре появился такой же лиричный Пират в вытертых бархатных шароварах. Шаровары из покупного бархата Анна специально протирала пальцем, стремясь передать Пирату часть своей энергии. У него тоже есть своя тайна — бархатное сердечко. Мало кто знает, что всем своим куклам Анна непременно вставляет сердечки — кому–то из шелка, кому–то из картона. Если куклу взять в руки, можно услышать его биение...

Возможно, поэтому они кажутся такими живыми. Бывает, даже напоминают людям кого–то из тех, кого они близко знали. К примеру, недавно во время выставки в Англии у Балаш купили куклу родственники Вирджинии Вулф, пораженные невероятным сходством произведения нашей художницы с их легендарной тетушкой...

Шелка–видения

Для совместного проекта с фотографом Ирэной Гудиевской — он сейчас экспонируется в Национальном художественном музее — Анна сшила костюмы «по мотивам» радзивилловских портретов. Но вместо популярных в старину парчи и бархата использовала легкие шелковые ткани — задуманные образы должны были стать этакими видениями из прошлого. И отечественных знаменитостей она подбирала уже к костюмам, а не наоборот. Но подбирала «по любви», из тех людей, кого близко знает и ценит особо. По версии Анны, «новыми Радзивиллами» вполне могли бы быть и Валерий Дайнеко, и Алексей Дударев, и Зоя Белохвостик, и Владимир Прокопцов... Звезды своими портретами остались довольны и против диктата художницы, кому в какой костюм облачиться, не возражали. Ведь любая одежда для Балаш — тайный код к душе. Возможно, поэтому все, для кого она придумывает свои костюмы, выглядят так, будто только это всегда и носили...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter