Титановая высота

Начался  капитальный  ремонт  штыка-обелиска  в  Брестской  крепости

Начался  капитальный  ремонт  штыка-обелиска  в  Брестской  крепости 

На уровне 22 метров от основания оголился штык-обелиск — только такая высота доступна автогидроподъемнику, воспользовавшись которым монтажники брестского филиала ОАО «Промтехмонтаж» Дмитрий Жедик и Михаил Шиманович сняли с него около пятидесяти титановых пластин внешней обшивки. Далее работы здесь пройдут на более высоком уровне и в прямом, и в переносном смысле. Капремонт уникального металлического памятника планируется завершить к декабрю 2008 года. 

Тридцать семь лет назад стометровый штык-обелиск подняли при помощи сверхмощных лебедок. Уже через три десятилетия понадобилась замена демпферных устройств, встроенных в верхотуре, для погашения его колебаний. А в последние годы беспокойство ученых Брестского государственного технического университета, которые следят за состоянием штыка и степенью его безопасности, стали вызывать внутренняя металлоконструкция и внешняя обшивка обелиска. Титановые пластины, не поддающиеся коррозии, потемнели от времени, воздействия солнечных лучей и температурных перепадов. К тому же в результате невидимого глазу раскачивания (амплитуда колебаний штыка может достигать метра) деформировались отверстия, через которые они крепятся болтами, подверженными коррозии. Ржавчина добралась и до внутренней металлоконструкции, на которой крепятся пластины. 

Памятнику нужен капитальный ремонт. За разработку его проекта взялась творческая группа Брестского технического госуниверситета во главе с  первым проректором вуза Вячеславом Драганом. Перед этим обелиск тщательно и серьезно обследовали. До отметки в 88 метров сделать это было несложно, воспользовавшись имеющейся внутренней лестницей. Когда она кончилась, пришлось прибегнуть к помощи промышленных альпинистов. 

Большая высота объекта и его раскачивание задачу для монтажников осложнили еще больше. Первоначально рядом со штыком планировали возвести башню из металлических строительных лесов, в основании которой предполагалось заложить мощный фундаментный якорь из бетона. Но для возведения таких строительных лесов необходимо четыре так называемых «ползучих крана», которых у нас в республике нет. Поэтому, покорив 22-метровую высоту, монтажники начали думать о другом инженерном решении поставленной перед ними задачи. Окончательный проект из нескольких предложенных, как рассказал корреспонденту «Р» директор брестского филиала «Промтехмонтаж»  Николай Лысюк, пока не выбран. Все решится буквально в эти дни. 

А пока снятые титановые листы внешней обшивки ждут в Бресте дальнейшей своей судьбы. Основную их часть нужно отполировать до первоначального блеска, а некоторые заменить. Как оказалось, у нас в республике пока не нашлось предприятий, готовых взяться за это дело. Ведь титан – это очень специфический металл, требующий при обработке особой технологии и повышенных мер предосторожности из-за своей взрывоопасности. Поэтому «Промтехмонтаж» ищет сегодня помощников за пределами Беларуси.  

Сейчас на оголившейся части внутреннего каркаса видны швы сварочных работ. Когда они полностью завершатся, на металл будет  нанесено антикоррозийное покрытие. На сколько десятков лет его хватит? Этого точно сегодня пока никто не может сказать. Но нынешнее обследование штыка-обелиска и опыт его ремонта, на который из президентского фонда выделено 2,2 миллиарда рублей, несомненно, помогут «лечить» памятник и будущим поколениям. 

На снимке: начало ремонта штыка-обелиска в крепости.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter