В РНПЦ травматологии и ортопедии пациентам проводят сложные операции по выравниванию позвоночного столба.
«Хороший день, пойду подстригусь»
Споткнулся, машина сбила, голова закружилась и сознание потерял, ударившись о бордюр, — Никита не может точно сказать, что с ним случилось в тот день. Пациент РНПЦ травматологии и ортопедии помнит только, как вышел из отделения связи и сделал для отчета фотографию полученной посылки. Мой собеседник находит в телефоне последнюю картинку, которую поймали взгляд и камера перед травмой, — бандероль на фоне тротуарной плитки.Высокая трава, тропинка, небо над головой стали первыми «кадрами» Никиты после пробуждения. Ласкает солнце, перешептываются на ветру растения, и дикая боль буравит поясницу. Молодой человек снова выпадает из сознания.
— День — солнечный. Первое ощущение — мне хорошо, тепло, — тут улыбка неги соскальзывает, слова начинают подпрыгивать. — Но вдруг сильно заболела спина. До меня дошло: что-то не так. Потом больница — обследовали там голову. Сказали — все хорошо, выписали. А спина все не проходила, будто били по ней раскаленным молотком. Потом исследовали почки. Все это время ходил как мог, ковылял, можно сказать. Сделали мне снимки в поликлинике, а у меня — перелом позвоночника. Так на «скорой» и увезли в РНПЦ. Уже здесь мне потом сказали, что осколок позвонка травмировал спинной мозг и если бы я так ходил и дальше, то стал бы инвалидом.
Чтобы спасти Никиту от инвалидности, специалисты РНПЦ травматологии и ортопедии провели ему две операции с использованием современных отечественных титановых имплантатов.
Мы беседуем с Никитой в клинике, где юноша оказался спустя две недели после трагических событий. Несколько дней назад пациент перенес вторую подряд операцию на позвоночнике. Молодой человек поправляет отросшие волосы. Тогда после почты он собирался сходить в парикмахерскую, да так и не дошел.
Чтобы спасти Никиту от инвалидности, специалисты РНПЦ травматологии и ортопедии провели ему две операции с использованием современных отечественных титановых имплантатов. Как шутит пациент, титан у него теперь не только в позвонках будет, но и в характере:
— Теперь стараюсь видеть во всем позитив. Рад, что живой. Вставать пока тяжеловато — мышцы заживают. Боль еще чувствую при ходьбе, но не сравнить с теми ощущениями, которые испытывал после травмы.
Достижения центра
— Хирургия позвоночника немыслима без имплантатов, — рассказывает заведующий лабораторией травматических повреждений позвоночника и спинного мозга Андрей Мазуренко. — Раньше пациенту с травмой делали костную пластику, укладывали, чтобы позвоночник срастался в покое. Имплантаты применяем при травме, операциях по поводу сколиотических деформаций, для замещения межпозвонковых дисков, тел позвонков. Спектр использования высокотехнологичных изделий постоянно расширяется. Они модифицируются различными покрытиями. Работаем с отечественными имплантатами. Считаю, это основное достижение нашего центра. Мы осуществили научный проект с НИИ Минздрава экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов в области реабилитации пациентов со спинальной травмой. А также проект по лечению опухолей позвоночника с РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова.Андрей Мазуренко.
Пациент Никита раскладывает передо мной свои рисунки в карандаше. Это портреты-персонажи близких людей. Среди них его девушка, с которой они однажды объехали все США. Мой собеседник радуется детской радостью. У него снова получается ходить. Может, еще не очень уверенно, как первый раз в детстве, но опора его тела — позвоночник — крепнет с каждым днем. Скоро он сможет покорять и другие части света.
— Санитары, медсестры заговорят добрым словом, даже уколы не такие болючие, — говорит Никита с титановой верой в жизнь и людей. — Помню, нервничал сильно перед первой операцией, страшно было, но врачи с юмором попались, успокоили.
— Душевный парень, — говорит сосед Никиты по палате Юрий. Они поддерживали друг друга после операции. 66-летний житель Лиды поступил в хирургическое отделение с большим смещением позвонков и межпозвоночной грыжей. Болел три года. В Лиде такие вмешательства не проводят. Направили в Минск.
— Операция прошла удачно. Месяца три полноценно огородами заниматься не смогу, а потом все будет хорошо. Здесь весь медперсонал внимательный, заботливый, обходительный. Наши спасители.
Вмешательство по поводу межпозвонковой грыжи Андрей Мазуренко сравнивает по сложности с аппендэктомией в хирургии. Эти операции в центре на потоке, проходят успешно.
— Мы имеем дело с переломами позвоночника в результате ДТП, бытовой, производственной травмы, падения с высоты. Однако самая распространенная спинальная патология, которая приводит к операции, — дегенеративные поражения позвоночника, в частности остеохондроз.
Заболевания позвоночника дают длительную нетрудоспособность и инвалидность. В результате разных патологических процессов суживается позвоночный канал, начинается сдавление спинного мозга, слабеют ноги, руки. Операции делаются так, чтобы избавить пациентов не только от боли, но и от длительного постельного режима. Это снижает риск тромбозов, внутрибольничных пневмоний, пролежней и других осложнений. Если все хорошо, то больной встает на второй, третий день после вмешательства. Благодаря современным имплантатам шансы на сращение переломов увеличиваются.
Основа основ
Большинство деформаций позвоночника у детей и подростков связано с идиопатическим сколиозом — боковым искривлением. В ряде случаев течение этого заболевания тяжелое, когда страдают внутренние органы. Чаще с такой проблемой сталкиваются девочки. В РНПЦ травматологии и ортопедии таким пациентам проводят сложные операции по выравниванию позвоночного столба.Спектр использования высокотехнологичных изделий постоянно расширяется.
Кроме того, в центре реализуется единственный на сегодня проект Союзного государства в области клинической медицины. Наши специалисты и врачи из Научно-исследовательского детского ортопедического центра имени Г.И. Турнера разработали и внедряют в Минске и Санкт-Петербурге методы хирургического лечения врожденного сколиоза. Патология связана с наличием дополнительных позвонков. Такой дефект можно в какой-то степени сравнить с наличием молочного зуба, который не выпал вовремя и мешает нормально расти постоянным. Генетически обусловленная аномалия развития позвонков в грудном и поясничном отделах прогрессирует быстро. Дополнительные позвонки внутри позвоночника бурно развиваются и искривляют весь осевой скелет. Убрать врожденный аномальный позвонок для правильного развития позвоночного столба — это как убрать мешающий молочный зуб.
Стандартные операции при такой картине неприменимы. Нужен индивидуальный подход. Его и претворяют в жизнь в рамках союзной программы.
— Рассматриваются новые методы хирургии, диагностические подходы, — поясняет Андрей Николаевич. — Есть генетические маркеры, которые позволяют судить о прогрессировании деформации. Имплантаты разрабатываются для лечения конкретного пациента.
Замещение дефектов костной части позвонков с помощью клеточных технологий еще одно перспективное направление, которое осваивают хирурги центра:
— Мы забираем костный мозг пациента, затем в РНПЦ трансфузиологии и биотехнологий выделяют мезенхимальные стволовые клетки, стимулируют их в лабораторных условиях, наращивают биомассу. Впоследствии эти клетки будут превращаться в клетки костной ткани. Они наносятся на коллагеновую матрицу. Этим трансплантатом мы замещаем дефекты костной ткани у пациентов. Метод эффективный. Провели уже семь операций.
В этом году у нас открывается проект по разработке оте-чественных имплантатов для малоинвазивной хирургии. Мы сможем ставить винты через кожу, не делая больших разрезов. Хотим создать армированные углеволокном имплантаты из полиэфирных полимеров. Их используют в мире. Благодаря проекту они станут доступны и для наших пациентов.
kasiyakova@sb.by