История мемориальных досок на старинных зданиях Минска

Тишка Гартный и Пантелеймон Пономаренко могут соседствовать только на стене

Мемориальная доска — живой путеводитель по городу...

Жители и гости Минска, вероятно, обращали внимание на памятную доску на здании по улице Ленина, 3 рядом со входом в Беларусбанк, говорящую, что «на гэтым месцы знаходзiўся будынак, у якiм у сакавiку 1917 года адбылiся першыя пасяджэннi Мiнскага Савета рабочых i салдацкiх дэпутатаў». Появилась она, вероятно, в самом начале этого года. Регулярно прогуливаясь от «МакДональдса» до гостиницы «Европа», я впервые приметил мемориальный знак еще в январе. Прежде его здесь не было. Событие знаковое для города.


Доска — больше, чем дань памяти предков. Она отмечает точку, с которой началось формирование современного демократического общества. Февральская революция 1917 года положила конец Российской империи. На ее руинах возникла Российская республика. Вместо царских органов власти, куда допускались только аристократы, буржуазия и зажиточные мещане, стали появляться Советы — как местные (городские, сельские), так и, в конце концов, общегосударственные. В Советах были представлены все общественные классы. Минск в марте 1917 года, сразу после Февральской революции, был у линии фронта — шла Первая мировая война, немцы находились в Западной Белоруссии. Туда советская власть придет только в 1919 году. А в Минске разворачивались бурные события. В обществе созревала идея, что Белоруссия — не только этнографическое понятие. Именно в 1917 году зазвучала впервые мысль о создании своей республики. И уже в декабре в здании нынешнего Национального академического театра имени Янки Купалы собрался Всебелорусский съезд (поддержанный, к слову, Лениным и Сталиным). На нем впервые вместе рабочие, крестьяне, интеллигенция, представители всех партий края (еще не страны!) инициировали создание Белорусской республики — пусть даже не независимой, а лишь в составе России. К сожалению, памятной доски об этом событии на здании театра нет до сих пор. Более того, затем на главной сцене Минска с 1919 года до постройки в 1933 году Дома Правительства проходили все важнейшие общегосударственные собрания. О том, что в 1919 году здесь состоялся Первый Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, до реконструкции театра упоминалось на таблице, установленной на главном фасаде. Проходя мимо, сейчас я обнаружил только мемориальную доску в честь Кароля Козловского, архитектора, построившего театр в 1890 году. Благодарность зодчему — достойный поступок потомков. Но стоит ли на этом ставить точку?


Ведь мемориальная доска — живой путеводитель по городу. Лучшего гида и не придумаешь. Идешь по улице, читаешь надписи и понимаешь: все вокруг овеяно историей. Может быть, потому что таких ориентиров еще недостаточно, у иного путешественника складывается впечатление, что вокруг все как будто создано с нуля, без души и памяти.


Конечно, глядя на здание Республиканской гимназии–колледжа при Белорусской государственной академии музыки, никогда не подумаешь, что ему более 300 лет. Построенное в конце XVII века и в 1960–е годы реконструированное, сооружение это снаружи безлико и серо. К счастью, мемориальные доски напоминают и о возрасте дома, и о том, что здесь бывал декабрист Муравьев, а в 1919 году заседало первое рабоче–крестьянское правительство Белоруссии. Уже хорошо. Но, может, не лишними были бы пару строк о том, что здесь бывали российские цари Петр I и Николай II, украинский гетман Мазепа, заседал в феврале 1918–го Народный Секретариат — предтеча правительства Белорусской Народной Республики, а затем вплоть до 1933 года правительство БССР. Что еще нельзя забыть? Во времена Российской империи это был Дом губернатора. Именно потому начинавшаяся отсюда улица Ленина носила имя Губернаторской. А еще прежде — Францисканской. Потому что как раз там, где в марте 1917–го собирался первый Минский Совет, в XVIII — XIX веках находился монастырь францисканцев. И так дом за домом склеивается историческая мозаика. «Случайные» события, явления получают закономерное объяснение. Глухие стены начинают отзываться исповедями о своих длинных жизнях...


Пройдемте дальше. На площадь Независимости. Догадываются ли студенты педуниверситета имени Максима Танка, что их вуз до войны являлся главным корпусом БГУ? В 1941–м здание выгорело изнутри, а после 1944–го восстановлено и передано пединституту. Вот еще одно пособие в камне по истории города и страны — можно составить огромный список именитых преподавателей и учеников, ходивших по тем же ступенькам, по которым ходит современная молодежь.


И эти списки понемногу составляются. За последние годы сделано многое для увековечения памяти выдающихся минчан. Лидирует по количеству мемориальных досок улица Карла Маркса. Сейчас это — главнейшая туристическая артерия города. В выходные часть трассы становится пешеходной. Как раз на участке возле Национального исторического музея. То, что дом построен еще до революции, упоминается на охранной доске у главного входа. Изначально он был 2–этажный, в 1930–е появился 3–й этаж, увенчанный горельефом с изображением Государственного герба БССР. Несколько лет назад во время очередного ремонта герб просто стесали. И это более чем удивительно. Ведь музей — исторический! Примечательно, что уничтоженная эмблема отличалась тем, что одну из сторон венка завершала не копна колосьев, а связка дубовых листьев. Такой был официальный герб Белоруссии до конца 1930–х годов. А появление его на фасаде также не случайно. С 1933 года и какое–то время после войны здесь находился Мингорисполком. Стоит ли об этом знать спешащим мимо прохожим, равно как и посетителям кунсткамеры?


Бывшая Мариинская гимназия на улице Карла Маркса, 29 отмечена доской с именем Ирмы Яунзем, учившейся здесь и ставшей в советское время знаменитой артисткой, исполнительницей народных песен чуть ли не на всех языках СССР. А то, что в 1939 году тут была основана Государственная картинная галерея БССР — предтеча нынешнего Национального художественного музея, что галерею возглавлял прославленный керамист Николай Михолап, об этом пока ни строки. А ведь только с таких мелочей у горожан может зародиться местный патриотизм.


Хотя есть совсем рядом и положительные примеры. Всем знаком дом на углу Маркса и Ленина — не только тем, что здесь музей Петруся Бровки и отделение милиции. Это здание, построенное в начале ХХ века, не претерпело за сто лет почти никаких изменений. Даже в подъездах осталось многое из элементов старой отделки. А главное, что отличает строение от всех других в городе, — обилие мемориальных досок, по которым мы узнаем, что здесь жили и работали Дзержинский, Червяков, Жилунович, Пономаренко, академик Никольский. Если упомянуть в металле каждого, кто был прописан в этих стенах, придется завесить таблицами весь фасад. Впрочем, на первом этаже и так много запечатлено лиц и имен. Увековечивать память выдающихся людей начали еще в советское время. Хорошая традиция.


Сейчас готовится к изданию моя книга «Минск. Лучший вид на этот город», в которой собраны сведения о прошлом разных кварталов и обитавших в них людей с XI века до наших дней. Нарушая «традицию», согласно которой принято вспоминать и увековечивать достойных людей лишь после смерти, я уделил много внимания нашим современникам. Илья Курган, Леонид Левин, Май Данциг, Адам Глобус, Вальмен Аладов и многие другие интересные люди живут рядом с нами. По–моему, такими соседями можно и нужно гордиться. Не завтра, а уже сегодня.


Можно, конечно, считать, что мир вертится вокруг Москвы или Парижа. Но пока не познаешь прошлого своей земли, не передашь память о нем потомкам, никогда не произойдет переоценки того наследия, которое оставлено предшественниками. Невероятно, но факт: богатство, которое нас окружает, не только спрятано в фондах музеев, оно прямо на улице — за фасадами, которые нужно всего–то разговорить.

 

Советская Белоруссия №106 (24243). Среда, 12 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter