Тише, мыши!

Как я трудоустраивал соседских котят
Как я трудоустраивал соседских котят

В одной из передач Российского телевидения об Эрмитаже я услышал информацию, после которой пообещал соседу по многоэтажке хорошо пристроить пятерых котят его кошки Глаши. Оказывается, в Европе многие музеи, библиотеки и дворцы держат «в штате» кошек — для борьбы с грызунами. В России тоже был такой опыт. В старом Зимнем дворце мурки жили еще при Елизавете Петровне. Императрица жутко страдала от полчищ крыс и мышей. В качестве подарка ей прислали полтора десятка отборных крысоловов из Казани. С тех самых пор вплоть до революции 1917 года за кошками ухаживали специальные служители. На прокорм мурок из государевой казны выделялась кругленькая сумма — на это, что называется, была царская воля. В советское время вся власть перешла к народу: забота о кошках стала делом добровольным, финансы на их пропитание выделять перестали. Но сегодня в Эрмитаже сохранились 8 столовых, где вновь за счет заведения кормятся около 70 котов. Я обратился во все культурные и научные объекты родного Бреста в надежде устроить на казенное содержание Глашиных котят...

Первым делом посетил археологический музей «Берестье». Его территория 2.400 квадратных метров обеспечивает животным какую–никакую вольницу, а уцелевшие постройки древнего городища создают определенный домашний уют. Но заведующий музеем Юрий Слесарук остудил мой пыл: «вакансия» уже занята ласками. «Коты действительно пригодились бы в наших специфических условиях, поскольку археологи запрещают нам использовать традиционные отравы для мышей: от ядов может пострадать древесина XI — XIV веков. Но мурок опередили ласки, — разочаровывает меня заведующий. — Их никто не приглашал, они пугливы — предъявить вам не могу, даже служащие их видят очень редко, зато следов мышей тоже не замечено. Нас удовлетворяет такое соседство хотя бы потому, что, в отличие от кошек, ласок кормить не надо».

В запасниках областного краеведческого музея, как мне казалось, уж точно есть что погрызть мышам. А значит, будет на кого поохотиться и моим «протеже». Однако директор Таисия Новикова сразу мне отказала: кошек нельзя оставить в музее на ночь, поскольку охранная сигнализация реагирует на любое движение. В этой ситуации краеведам пришлось заключить договор с санстанцией, специалисты которой уверяют, что теперь ни в какую щелку мышь не пролезет. Пока что им это удается, по крайней мере, сигнализация на какое–нибудь ночное движение в музее давно не срабатывала. Работникам остается бороться только с молью. Избрали проверенный дедовский метод: по весне выносят старинные костюмы и ткани на солнце и выбивают пыль веков палкой. Точно так же поступают и в других музеях области. Мои надежды таяли, правда, в запасе оставались еще библиотеки и архивы...

В научно–методическом учреждении «Госархив Брестской области» в подвалах хранятся тонны бумажной продукции, которая в голодную пору года может быть по зубам мышам и крысам. Но директор архива Анна Карапузова сказала мне, что еще при строительстве здания были специально предусмотрены меры, ставящие заслон грызунам. Они просто не могут проникнуть в здание с улицы. Никто из служащих не припомнит случая, чтобы какой–нибудь документ был поврежден. Директор не видит необходимости даже в заключении договора с санстанцией. Гораздо больше, чем мыши, музейщиков беспокоят грибок и плесень. Приходится строго выдерживать температурно–влажностный режим. В общем, котов здесь не держат. Равно как и в библиотеках. «Уж если кто и повреждает книги, так только невоспитанные читатели, — с порога заявила мне директор областной библиотеки имени Максима Горького Тамара Муха. — Впрочем, есть и погрызенные мышами, но это книги из частных коллекций. У нас раз в месяц запланирован санитарный день, когда мы вместе со специалистами санитарной службы проводим среди прочего и мероприятия по борьбе с грызунами».

Кстати, и в Минске не спешат брать кошек на государственную службу. Так, к примеру, в новом здании Национальной библиотеки будут бороться с грызунами с помощью ультразвука и газа. Что ж, значит, кошка «на зарплате» в нашей стране — пока что экзотика... Попробую–ка пристроить Глашиных котят к сердобольным старушкам. Авось повезет?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter