В прошлом году жители и гости Минска совершили более 1 миллиарда 800 миллионов поездок по городу, причем более половины из них — на личном автотранспорте. Почему же мы все меньше пользуемся автобусами, троллейбусами и трамваями? Эксперты называют несколько причин. Первая — наш общественный транспорт довольно медленный. Пересадки неудобные, между остановками и метро приходится долго идти пешком. Машину же многие оставляют прямо под окнами. Судите сами: средняя скорость поездки “от двери до двери” на маршрутке составляет около 13 км/ч, на метро — 14 км/ч, на наземном общественном транспорте — 10 км/ч, а на автомобиле — 26 км/ч.
Вторая причина, как ни парадоксально, экономическая. За границей в городах приходится платить за парковку. В цену бензина заложены “налоги на вред”: автовладелец расплачивается за шум, выхлопы и недешевое городское пространство. Наши водители, как правило, такой головной боли не знают. Кроме того, страховка за рубежом стоит гораздо дороже, чем у нас, а транспортные налоги выше. Для белорусского автолюбителя себестоимость проезда одного километра составляет всего 0,11 доллара. Если сравнить с затратами европейца — копейки.
Председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник убежден, что, если горожан не устраивает скорость автобусов и троллейбусов, надо менять ситуацию, развивая иные виды транспорта:
— По сравнению с другими европейскими столицами в Минске не слишком популярны городские электрички. А ведь практически по всем направлениям город перерезан железнодорожными путями.
Молодежь в теплое время года все чаще пересаживается на велосипед. Кстати, исследование, проведенное сотрудниками Центра экологических решений, показало, что 10-километровую дистанцию в черте Минска велосипедист преодолевает примерно за такое же время, как и пассажир автобуса, автомобилист — на 15 минут быстрее. А вот на отрезках до четырех километров велосипедист чаще всего выигрывает “гонку” и у автобуса, и у автомобиля.
Еще одна городская “находка”, способная снизить вред от выхлопных газов и сэкономить топливо, — карпул. Это слово было придумано в годы Второй мировой войны, когда люди кооперировались, чтобы подвезти друг друга. Сейчас с помощью специальных интернет-ресурсов можно найти попутчиков практически в любом направлении. Такая система вполне может оказаться эффективной для любого крупного предприятия.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
- В прошлом году в Беларуси количество механических транспортных средств увеличилось на 1,5 процента, при этом только 8 процентов ввезенных автомобилей были старше 7 лет, сообщили в Минприроды. Тем не менее выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в 2013 году сократились на 3 процента и составили 928,4 тысячи тонн. Произошло это благодаря увеличению доли автомобилей высоких экологических классов, улучшилось и качество топлива.
- Доля выбросов от предприятий в общем объеме загрязнения воздуха составила 32 процента (446,2 тысячи тонн).
В ТЕМУ
Разгрузочный день
Акция “День без автомобиля” пройдет 22 сентября. Традиция проводить ее в этот день родилась во Франции в 1997 году, затем эту инициативу поддержали другие страны. В Беларуси массовая акция “День без автомобиля” впервые прошла в 2008 году. Водителям рекомендуется устраивать “разгрузочные дни” своему авто и добираться до работы другим способом. Начальник отдела регулирования воздействий на атмосферный воздух и озоновый слой Минприроды Андрей Пилипчук напомнил, что одна из стратегических целей акции в Минске — выделение исторического центра для пешеходного движения.
yasko@sb.by