Тише едешь — дальше будешь?

В истории Содружества Петербургский неформальный саммит был, пожалуй, самой короткой встречей в верхах...
В истории Содружества Петербургский неформальный саммит был, пожалуй, самой короткой встречей в верхах. Фото на память, рабочий завтрак прямо на берегу Финского залива, пешая прогулка вдоль канала до Константиновского дворца и непосредственные переговоры в его Мраморном зале — вот, собственно, и все совместные мероприятия — заняли два с половиной часа. Приблизительно на час меньше, чем планировалось. Впрочем, саммит оттого и называется неформальным, что его повестка дня — понятие довольно относительное. Цели подписать какие–то документы также не стояло. Президенты обсудили вопросы, накопившиеся внутри СНГ с момента последней встречи в Минске. Позволю себе некоторое послесловие к состоявшемуся по большей части за закрытыми дверями разговору.

Александр Лукашенко всегда подчеркивал важность Содружества именно как площадки для переговоров. В этом смысле со своими функциями «организация двенадцати» справляется. И уж по этому–то вопросу среди стран–участниц есть консенсус. В последнее время прекратились разговоры о выходе из СНГ того или иного государства. И еще одним интересным наблюдением делились съехавшиеся в Северную Пальмиру журналисты: навскидку и не припомнишь, когда в последний раз за столом переговоров собирались все 12 президентов Содружества. Даже Туркменистан был представлен на уровне главы государства. Правда, нельзя сказать, что для президента Курбангулы Бердымухаммедова это было первое знакомство с коллегами. Кто помнит, именно он, тогда еще в ранге вице–премьера, представлял свою страну на юбилейном саммите в Беларуси.

Открывая на правах хозяина переговоры «без галстуков» (кстати, галстуки на президентах все–таки были), Владимир Путин признался, что хотел бы в первую очередь обсудить перспективы экономической интеграции. Не случайно в эти дни в Санкт–Петербурге параллельно был организован Международный экономический форум. Желание российского Президента вполне логично: экономика вкупе с так называемыми человеческими связями цементирует постсоветское пространство. Впрочем, цемент, как известно, прочен лишь до определенного предела. «В конце минувшего года разразились энергетические и энерготранспортные конфликты между странами СНГ, которые едва не поставили крест на существовании самого объединения», — замечала накануне московская «Независимая газета».

Главной же темой всех последних мероприятий под эгидой СНГ остается реформирование организации. В моих записях за 28 ноября 2006 года (дата минского саммита) значится такое поручение президентов Содружества министрам иностранных дел: разработать и представить им до 1 июня следующего года концепцию реформирования организации. Документ был подготовлен в срок, однако одновременно появились и альтернативные варианты. В результате председательствующий в СНГ Нурсултан Назарбаев, выйдя после переговоров к журналистам, вынужден был еще дальше отнести срок принятия решения: доработанная концепция реформирования будет рассмотрена на регулярном саммите в Душанбе. Встреча состоится в начале октября.

Уже в Национальном аэропорту «Минск» по прибытии я попросил помощника Президента Валентина Рыбакова обозначить нашу позицию по этому вопросу. «Беларусь поддерживает любую работу, направленную на повышение эффективности СНГ. Однако мы не заинтересованы в реформировании ради реформирования», — сказал В.Рыбаков и добавил: «Я уверен, что главы государств продолжат дискуссию по таким вопросам, как создание общих рынков транспортных услуг, энергетических ресурсов, создание транснациональных корпораций, совместных предприятий». Для Беларуси это наиболее важные темы. Такой же, впрочем, список есть у каждой страны–участницы. И, на мой взгляд, самая трудная на сегодняшний день задача, которая стоит перед СНГ, — это даже не реформирование организации, а поиск компромисса. Создается впечатление, что 12 стран просто разучились это делать.

Помочь находить компромисс должна тактика «тише едешь — дальше будешь». Президенты договорились, что будут рассматривать по одному крупному вопросу в год. И первая на очереди — проблема миграции. Ставка сделана на то, что она волнует все без исключения государства. Ведь 10 процентов трудовых ресурсов СНГ являются мигрантами. Если все задуманное исполнится в Душанбе, то следующей будет рассмотрена транспортная тема, затем энергетика и образование. Увы, к другим скоростям Содружество пока не готово...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter