Тиражи уходят в сеть

Авторы рубрики "Спор-площадка" приглашают к дискуссии
Возле газетных киосков что–то не видно очередей. Не наблюдается и ажиотажа вокруг «лимитной» подписки на издания (помните, была такая в советские времена?). Молодежь голосует против печатного слова глубоким погружением в пучину Интернета: зачем читать опусы журналистов, если любой, заведя на сайте вроде «живого журнала» свой «дневник», сам может огласить любую информацию на весь мир? Налицо кризис газетно–журнального рынка и массовая эмиграция пишущего люда в «паутину». Похоже, скоро все газеты вымрут как динозавры...

Так, по крайней мере, склонен рассуждать один из авторов «Спор–площадки», утверждающий, что будущее — за так называемой гражданской журналистикой. Что ж, позиция оригинальная! Однако другой наш спорщик имеет за пазухой свой камень — страшную журналистскую тайну...

За

Ради ста килобайтов в газете

Роман РУДЬ, пойманный сетью:

— Буду краток: у меня для тебя три новости, начну с единственной плохой. Наша обожаемая журналистика больше не является исключительной профессией — теперь необязательны годы учебы и специальный диплом, не нужно состоять в штате какого–либо издания, чтобы иметь привилегию зваться репортером или очеркистом. А первая хорошая новость — журналистика продолжает оставаться чертовски привлекательным занятием. Трудно представить, чтобы миллионы людей вдруг пожелали стать, к примеру, таксидермистами, а вот журналистами пожелали и стали. Из такого невинного занятия, как ведение сетевых дневников (блогов), из развлечения для скучающих интернетчиков родился целый феномен так называемой гражданской журналистики. И на ее фоне, как ни прискорбно, традиционная пресса все чаще остается невостребованной. К чему топать к киоску или хотя бы к почтовому ящику, если достаточно выйти в сеть и получить действительно горячие новости, а не их позавчерашнее подобие, остывающее на газетных страницах?

Система блога проста: ты каждый день помещаешь в своем дневнике какую–либо запись и получаешь возможность обсудить ее с другими людьми. Эта доступность личного «средства массовой информации» привела к тому, что сегодня блоги ведут 68 миллионов человек. И везде, где живут эти люди, происходят события, которые моментально отображаются в интернет–дневниках. Причем в данном случае на одно и то же событие можно взглянуть глазами десятков очевидцев, чтобы с максимальной степенью объективности понять, что же там такое происходит... Скажем, мое представление о недавних событиях в Эстонии формировалось не только под воздействием российских телеканалов, но и с помощью личного дневника эстонской женщины–полицейского. Какая газета и через какой срок даст мне такую возможность? А московский «Норд–Ост»? Люди, находившиеся в самом центре событий, куда не сумел попасть ни один официальный журналист, через мобильную связь выходили в свои дневники и помещали там живейшую хронику происходящего.

Именно через блоги (не дожидаясь, пока отпишутся штатные репортеры) мир смог прочувствовать напряженность боев в Ираке и последствия цунами в Индийском океане, со скоростью лесного пожара дневники распространяли вести о ругательствах Ф.Киркорова и скандальное интервью омоновца в Грозном... Газеты же питали читателей известиями, полученными через громоздкие структуры разнообразных пресс–служб... или из тех же блогов. Да что далеко ходить — подробности большинства дорожных аварий в Минске добываются не газетными журналистами, а десятками обычных людей, которые оперативно выкладывают в сеть фотографии, сделанные цифровыми камерами мобильных телефонов.

Короче, электронный конь идет на смену бумажной лошадке.

И традиционные СМИ, которые это понимают, пытаются приспособиться к выживанию в новой реальности. Поэтому электронные аналоги многих обычных газет сейчас обзаводятся собственными системами блогов, а наиболее талантливых сетевых бытописателей привлекают к работе в печатной версии издания. Несколько лет назад английская The Guardian наняла на работу в качестве ведущего постоянной рубрики иракца–блоггера и не прогадала — он повествовал о ходе штурма Багдада лучше, чем кто–либо из британских репортеров. Важность личных дневников осознают и политики: вашингтонского парня Гаррета Граффа, который поначалу вел дневник «для себя», сегодня официально приглашают на пресс–конференции в Белый дом; президент Южной Кореи дает эксклюзивное интервью не старинной бумажной газете, а местной системе личных дневников...

К слову, о Южной Корее. Ее пример показывает, какая судьба уготована нам, профессиональным журналистам. В этой стране действует мощный сетевой проект, превратившийся во влиятельнейшее СМИ с ежедневной аудиторией 2 миллиона читателей. Он основан на той же системе блогов — любой человек может стать репортером, оттого местный «отдел новостей» насчитывает 26 тысяч граждан–журналистов из всех слоев общества. Эта армия выдает до 200 материалов в день, работая под присмотром всего 40 журналистов–профессионалов, чей удел — лишь перепроверять факты и редактировать тексты...

Отсюда вторая хорошая новость — нас все–таки не выпрут взашей, еще пригодимся. Только романтики поубавится — уже не придется «трое суток шагать, трое суток не спать ради ста килобайтов в газете». Как тебе перспективка?

Против

Новость должна шелестеть. А репортер — «шуршать»

Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, газетоман и журналофил:

— Позволь мне, Роман, раскрыть дорогим читателям один страшный секрет журналистской братии. Нет, я вовсе не размер гонораров имею в виду. Наверное, мало кто знает, как в редакциях называют коллег, работающих по принципу «что вижу — то пою», противников амбициозного репортерского лозунга «показать то, что скрыто». На журналистском сленге таких «акул пера» за глаза называют... акынами. Помните, были такие поэты степей, воспевавшие солнце, верблюжьи караваны... Вот таким «акынством», как мне кажется, занимается и большинство претендующих на статус «гражданских журналистов» представителей интернет–сообщества. Почитай, Роман, те же «живые журналы» (ЖЖ). 99,9 процента ежедневных записей — о себе любимых. «Я пошел, я купил, мне прислали эсэмэску, я прочитал...» Бывает, люди в блогах пишут талантливо, раскованно, остро, похлеще иных газетчиков, но, уж извините, такая монотонная публицистика и эссеистика быстро приедаются. Да и сами доморощенные «корреспонденты» достаточно быстро к своему хобби охладевают. Какие ж это журналисты? Так, продвинутые акыны...

Лично я особой конкуренции профессиональным репортерам и обозревателям со стороны блоггеров не замечаю. Вот скажи мне, станет ли «гражданский журналист» из «живого журнала» ехать в отдаленную деревушку, чтобы помочь одиноким старикам решить их проблемы? Или настойчиво добиваться комментария по поводу возмутительной ситуации на каком–нибудь заводе у не желающего выносить сор из избы чиновника? К тому же «киберколумнисты», как правило, глубоко презирают такую «условность», как журналистская этика. Их метод — запускать уток, скрываясь за вычурными псевдонимами. Чем «живые журналы» и многие новостные сайты отличаются от древнего «сарафанного радио»? Разве что способом и скоростью передачи слухов на большие расстояния. А так суть одна — дезинформация и превращение мухи в слона. Персональный пиар без отрыва от монитора. Анонимность гарантируется.

Вообще, как–то уж очень много нам стали предлагать (причем очень навязчиво) всяческого фаст–фуда: от продуктового до интеллектуального. Суррогатное кино, эрзац–телевидение, фиктивная музыка, бульварное чтиво. Даже телефонные видеоролики уже провозглашены искусством, а дворовому футболу пацаны предпочитают странный так называемый сокс: становятся в кружок и тупо пинают вязаный мячик. Главное — не сильно «париться»? Поменьше бегать, экономить на раздумьях, не тратить время (время — деньги!) на мелодраматические саги и анализ происходящего... Такова суррогатная философия. К сожалению, идеологию фаст–фуда внедряют и в наше ремесло. «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете» — эти знаменитые строки явно не об интернет–журналистах...

Соглашусь, впрочем, с тобой: «гражданская журналистика» — в целом любопытное явление, считаться с ним нужно. Но где тут новизна? Журналисты–любители всегда помогали (но вряд ли формировали политику газет) профессионалам. Юнкоры, селькоры, рабкоры, внештатники никогда не покидали полос и помогали спецкорам и собкорам не отрываться от жизни, подсказывали темы на злобу дня. И всегда двери редакций им были открыты: милости просим, партнеры!

Есть у нашего спора и сторона эстетически–прикладная: скажи, Роман, разве можно сравнить современную красочную газету или глянцевый еженедельный журнал даже с самым «навороченным» порталом, а уж тем более с любительским блогом? Любой текст гораздо легче воспринимается читателем — буквы перед глазами не сливаются, всегда можно отложить печатное издание в сторону, потом вернуться к нему вновь. Газету можно читать на диване, в метро, поезде, на вокзале. Так что не в Интернет уплывают тиражи газет. Просто СМИ становится больше — хороших и разных. Конкуренция отбирает читателей у газет, которые выглядят серым, унылым пятном и не стремятся к развитию.

...Когда я был второклассником, то сразу после школы шокировал киоскершу: насыпал ей кучу медяков и покупал целую стопку газет. «Нойес Дойчланд», «Морнинг стар», «Дейли уоркер», «Работническо дело», «Юманите»... Я, само собой, весьма слабо представлял, о чем пишут в этих немецких, английских, американских, болгарских и французских клонах газеты «Правда». Но я обожал мягкий шелест газетных страниц и божественный запах типографской краски. Стройные ряды газетных колонок и большие заголовки. Фоторакурсы, мгновения вечности... Все это, уверен, никогда не сгинет в виртуальной дыре. Это — навсегда.

Высказывайтесь и вы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter