Тиран звука

Популярные артисты хорошо знают: чтобы песня стопроцентно стала хитом, аранжировку нужно заказывать или у Максима Алейникова, или у Дениса Воронцова...
Популярные артисты хорошо знают: чтобы песня стопроцентно стала хитом, аранжировку нужно заказывать или у Максима Алейникова, или у Дениса Воронцова. Есть, конечно, на музыкальном рынке немало других предложений. Просто «Алейников» и «Воронцов», как утверждают профессионалы, — это без риска качественные брэнды.

Обывателю, далекому от нотного стана, профессия аранжировщик ни о чем конкретном не говорит. Известно: композитор при помощи нот слагает мелодию, музыканты играют, а артист поет. Что есть в таком случае невидимая работа аранжировщика? Сами артисты считают, что «аранжировщик — это все». От этого человека не только зависит, будет ли «саунд модным». Говорят, это — страшные люди, тираны, диктующие, каким быть звукоряду, сопровождающему всю нашу жизнь! К одному из таких «тиранов», иначе — успешному аранжировщику, профессиональному пианисту и кавээнщику Денису Воронцову я давно подбиралась с вопросами.

— Денис, до того как стать модным аранжировщиком, ты четыре года работал с Аленой Свиридовой. Почему вернулся — не сработались?

— О работе со Свиридовой все спрашивают... Отвечаю: просто надоела однообразная жизнь. У эстрадного артиста она состоит из постоянно повторяющихся эпизодов: репетиция — концерт — переезд в другой город. Я жил, можно сказать, в поездах. И в какой–то момент понял, что пора с поезда соскочить. К тому же я уже сам начал делать песни для разных исполнителей. Захотелось стать самостоятельной творческой единицей. Никогда не было желания остаться в Москве. Я не боялся того, что обо мне будут говорить: вернулся — значит неудачник. В Минске я — дома. И я востребован. Если хочешь, назови это патриотизмом. Мое возвращение совпало с оживлением на нашей эстраде. Появилось много интересной работы.

— Ты сотрудничаешь с «J_Морс», Гюнешь, Полиной Смоловой, Верой Каретниковой, Мариэль. Получается, все те, кого показывают в программе «Серебряный граммофон», идут со своими песнями к тебе?

— Ну почему? Многие идут к Максиму Алейникову. Но мы не конкуренты. Мы очень разные. Это на первый взгляд попса вся одинаковая. Кто–то хочет, чтобы песня была, «как Воронцов делает», а кому–то ближе Алейников. К тому же Максим занимается продюсированием. А мне пока сидеть в студии за компьютером не надоело. Правда, раньше я брался писать десятки песен в месяц. А сейчас уже позволяю себе расслабленно работать над двумя. От количества страдает качество. Поэтому от некоторых предложений я теперь отказываюсь. Хотя пару лет до этого трудился, не разгибаясь.

— Не секрет, что многие модные аранжировщики пользуются услугами наемных работников, но выпускают песни под своими именами.

— Не вижу в этом ничего плохого. Если у аранжировщика налажено поточное производство, все делать самому невозможно. Но я пока справляюсь сам.

— Сколько времени у тебя отнимает работа над хитом?

— Я не знаю, что ты называешь хитом.

— «Принцессу» «J_Морс», например.

— Над этой песней мы с Володей Пугачем мучились очень долго. Записали около семи версий. Тот вариант, который ты слышала, делал не только я. Мы привлекли известного московского специалиста.

— Вот так всегда. Стоит появиться отличной песне, как выясняется, что без Москвы не обошлось. Тебе не обидно?

— А ты знаешь, что большинство успешных профессионалов, например, Макс Фадеев, родом не из Москвы? Я скажу больше, у наших музыкантов идеи более свежие, что ли, оригинальные. Хотя, для того чтобы быть «в теме», необходимо ездить по всему миру, следить за тенденциями, новинками, жить в мегаполисе, быть в центре событий. Конечно, не у всех есть такие возможности.

— А вот что такое сейчас белорусская музыка?

— Если убрать из чартов верхнюю десятку и нижнюю, середина — как в социологических опросах — как раз и будет современной белорусской музыкой. Без всякого пафоса хочу сказать, что наши артисты прогрессируют с невероятной скоростью. Очень важно, чтобы певец точно знал, чего он хочет. Два года назад было так, что приходит человек и говорит: «Хочу петь!» Спрашиваешь у него: «А что именно ты хочешь петь?» Отвечает: «Песню». Сейчас уже большинство артистов осознало, что сначала должна родиться идея песни, тема, тогда действительно можно начинать работать всерьез. Это уже новый уровень. Впрочем, нам всем не достает чувства самоиронии. Побаиваемся выглядеть смешными... Выдавливаем провинциальность по капле. Но давно пора понять, что в музыкальном плане мы не хуже остального мира. Поэтому не надо бояться выглядеть «не такими». У нас есть свой стиль, свое звучание. Но не хватает абсурдности. Вспомним «Лорди». Это классная машина шоу–бизнеса, как и Дима Билан. Но эти проекты выгодно отличаются от белорусских именно вот этой «чертовщинкой». Кругом так много музыкальной информации, что зацепить может только удивление, шок.

— Я много раз слышала о том, что сейчас не только аранжировки, но и саму музыку пишет компьютерная программа.

— Музыку пишут композиторы. Бах, Моцарт, Чайковский. А мы «занимаемся эстрадой». Программы, о которых ты говоришь, — вымысел. Есть технология. А еще опыт, практика слуха, талант живого человека. Хотя многие пользуются «схемами». Только гении, как Моцарт, пишут по наитию, сочиняют новое. Остальные — так или иначе — клишируют. В эпоху постмодернизма все — игра, все не по–настоящему.

— А вот прямо сейчас над чем ты работаешь?

— Мы вместе с Володей Пугачем, с которым я очень люблю сотрудничать, потому что это всегда полная свобода творчества, записываем новый альбом. Это будет несколько иной «J_Морс». Более серьезный, пожалуй.

— Как интересно. Когда ждать премьеры?

— Об этом лучше спрашивать у самого Володи. Сейчас такое время... Вдруг сказанное не совпадет еще с пресс–релизом...

Кстати

Через неделю популярная группа «J_Морс» презентует в Интернете сингл «Не умирай» из нового студийного альбома, выход которого намечен на октябрь этого года. «Не умирай» — одна из самых жестких гитарных композиций в истории коллектива. На днях она была принята в ротацию «Альфа–Радио». «Естественно, было проще начать раскрутку нового альбома с чего–то более радийного и привычного, но песня, на наш взгляд, настолько удачная, что мы не могли не сделать на ней акцент, — рассказывает Владимир Пугач. — Сингл, конечно, не может дать картину всего альбома, но достаточно четко характеризует его общее направление. Новый альбом получается более гитарным и более роковым, чем наши предыдущие записи». Все композиции интернет–сингла будут доступны на сайте группы с 22 августа.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter