Вторую жизнь кореличской деревне дала столичная семья Радюкевичей

Тиневичи больше не в тени

НА МАЛИНОВОЙ «Ниве» в Новогрудке меня встречает высокий Иосиф. Он — один из наемных работников в туристической деревне. Отвечает в основном за пчел. Но и подсобных работ хватает. Приходу частника в округу рад: выбор для трудоустройства невелик, а здесь еще одна возможность заработать. Мы заезжаем в банкомат, в прачечную, за майонезом и только потом держим путь в Тиневичи. Деревню, которая могла исчезнуть. Но…

ОТ КОРЕЛИЧЕЙ — 25 километров, Новогрудка — чуть более 30, Барановичей — около 40. Тиневичи находятся на перекрестке районов. Ведут к ней дороги разные, крученые. Асфальт сменяется гравийкой. Впереди — бревенчатые домики с аккуратными террасами и разноцветными нарядными наличниками. Одна улица. Пятнадцать хат. Эта деревня — такая же, как и многие в нашей стране. Традиционная. Только она, как птица феникс, сразу угасла, а теперь возродилась. С новым статусом — туристическая.

В Иване Радюкевиче — нынешнем управляющим Тиневичами — сложно разгадать городского жителя. Одет по-простому, с ходу скажет, на каком поле растет рапс, когда пора убирать свеклу, сколько дров нужно заготовить на зиму. По образованию — архитектор. Вырос в Минске. И, возможно, сейчас бы мог сдавать проект очередного многоэтажного жилого дома или офисного центра. Вместо этого придумывает, как вдохнуть вторую жизнь в столетние деревянные срубы. Его отец, столичный бизнесмен Павел Радюкевич, шесть лет назад круто изменил жизнь всей семьи, когда вложил деньги в загибающиеся Тиневичи. Почему повезло именно этому населенному пункту? Сам Павел родом из сельской местности — вырос в Больших Конюшанах Лидского района. Родная деревня еще полна жизни, поэтому ее возрождать нет необходимости. С Тиневичами встреча произошла случайно: друг семьи Радюкевичей охотился неподалеку. Здешние места ему приглянулись, поэтому о затерянном селении рассказал компаньону-бизнесмену. А у того родился план.    

Идея амбициозная: сделать на месте старой заброшенной деревни целый туристический комплекс, куда смогут приезжать семьи с детьми и проводить уединенный отдых горожане. Такая инициатива была одобрена детьми — Иваном и Анной, которые вызвались все инициативы воплотить в жизнь. Дочь стала главой крестьянско-фермерского хозяйства. Сейчас она находится в декретном отпуске. Всем заправляет Иван. По должности — заместитель главы КФХ по строительству. По факту — и главный управляющий, и агроменеджер, и туристический агент. Сельский бизнесмен другим быть и не может: все ипостаси в одном человеке. 

МЫ ИДЕМ по единственной тиневичской улице. Она весьма короткая — метров четыреста. Иван вспоминает, с чего все начиналось:

— От задумки до открытия комплекса прошло пять лет. Только два года мы принимаем гостей. Приобретение домиков заняло много времени, поскольку в деревне, по сути, уже никто не жил. Собственников у жилья не было. Приходилось искать наследников, которых могло оказаться и пять, и шесть, договариваться с ними, чтобы они вступили в права наследования, затем установили цену и продали нам постройку.

Так Радюкевичи стали собственниками семи обветшалых домов. Почти столько же строений привезли из других деревень. А дальше понеслось — реконструкция, мелкий ремонт, благоустройство территории, строительство корчмы, бани, собственной деревенской сцены… 

— Каким же должен быть начальный капитал, чтобы заняться агротуризмом? — интересуюсь.

— Отправная точка — покупка дома. Если это глухая деревня, то сруб можно приобрести за 300—1000 долларов. В более перспективных населенных пунктах — около трех тысяч. Это тот минимум, с которого можно начать. Далее все зависит от фантазии. Например, в Тиневичах не было водоснабжения. Понятно, что постояльцам нужен комфорт. Сделали собственные скважины. Проведение водоснабжения для одного дома обойдется в 3—5 тысяч долларов. Ко всем остальным — раза в два-три дороже. Все зависит от длины прокладываемых коммуникаций. Далее — канализация. Использовали местные септики (сооружение для очистки бытовых сточных вод индивидуальных жилых домов. — Прим. авт.). Отопление — печное. Газ не проводили. В домиках, где живут отдыхающие, кухня не предусмотрена. А в корчме готовят на баллонах.  

Внутренняя отделка — тоже дело вкуса. Можно делать евроремонт, вставлять пластиковые окна и выкладывать пол мраморной плиткой. А можно пойти другим путем: отреставрировать то, что досталось от прежних хозяев дома. Старые комоды, куфры, лавки — в Тиневичах вторую жизнь дали всей утвари. Обустройство домов традиционное: красный угол с иконой, постилки на полах, покрывала на кроватях, вышитые картины на стенах. 

Но Тиневичи — это не просто домики или одна улица. Это целое поместье, которое занимает 28 гектаров земли. Все, что на ней выращивается, идет на нужды селения и его гостей. Продажей сельхозпродукции на рынках или оптовым поставщикам Радюкевичи не занимаются. Есть здесь и небольшой загон с животными. Все как в настоящей деревне. 

Проживание в домике с трехразовым питанием, кстати, обойдется в выходной день в 180 рублей (в деньгах после деноминации) на семью. Останавливаются в туристической деревне пока в основном жители нашей страны. Иностранцев заглядывало мало. Хотя зарубежных гостей, уверен Иван, такой отдых привлекает:

— Буду откровенен, с поисками туристов непросто. У нас есть свой сайт, мы разместили информацию в нескольких электронных каталогах усадеб, но эффекта от этого мало. В прошлом году гостей было больше, в этом намного меньше. Практически не случалось такого, чтобы были заполнены все домики. Огромный потенциал есть в привлечении зарубежных гостей. Но связь между нами, к примеру, как отдельной агроусадьбой и иностранцами весьма слабая. Пока туристический имидж у страны не выстроен. Впрочем, те иностранцы, которые останавливались у нас, узнавали о Тиневичах в турфирмах. Но их было немного.

— Получается, что на агротуризме не заработаешь?

— Наоборот, для сельской местности агротуризм — самый легкий способ получить прибыль. Усадьба быстро начинает приносить деньги, поскольку действует льготное налогообложение. Платишь всего одну базовую величину в год, а остальное — забираешь. Но если говорить про такой комплексный подход, как у нас, то пока мы не думаем даже об окупаемости проекта. 

— А как же свадьбы, банкеты? Не секрет, что они приносят владельцам усадеб немалый доход.

— Не хотим превратиться в место для банкетов и корпоративов. Они, конечно, приносят деньги, но не самым лучшим образом сказываются на имидже. Мы выступаем за семейный спокойный отдых. Приветствуем этнографические или музыкальные фестивали — один такой уже проводили. Людей тогда собралось немало, видимо, заинтересованность в таких праздниках есть. Возможно, если в будущем каждый день будут заняты все домики, тогда сможем говорить о доходе. Но пока мы больше вкладываем. Впрочем, и дело у нас достаточно молодое.

ДОСЬЕ


Название: туристическая деревня «Белые Луга»

Форма регистрации: КФХ, агроусадьба

Сфера деятельности: туризм

Количество наемных работников: восемь 

Целевая аудитория: любители спокойного отдыха, семьи с детьми

Начальный капитал: собственные накопления семьи

Бонусы: льготное налогообложение на прибыль, полученную от деятельности агроусадьбы, – одна базовая величина в год 

borisovez@sb.by 

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter