Республиканский фестиваль национальной драматургии имени Дунина-Марцинкевича родился в Бобруйске, прошел в седьмой раз и стал уникальным культурным проектом в театральной жизни страны

Тихий шорох белорусской пьесы

Всякий театр страны вырастает на изучении менталитета своей нации. Немногие государства могут похвастаться авторами, которые тесно связаны со своей землей, но заинтересовали театры других стран. В последнее время драматурги Беларуси больше известны за ее границами, чем у себя дома, прославляют нашу страну и ее народ. Этот грандиозный рывок в культуре повышает значение фестиваля.


Игра формами и жанрами

К сожалению, случалось время, когда показывать на национальном празднике было нечего. Возникали одно-два имени, которые вскоре сходили с дистанции. В этом году произошло неожиданное. Перечислю имена драматургов, с которыми можно было познакомиться за шесть дней. Якуб Колас, Алексей Дударев, Дмитрий Богославский, Павел Пряжко, Андрей Иванов, Константин Стешик, Максим Досько, Юлия Чернявская, Ольга Прусак, Андрусь Горват, Эфраим Севела, Карина Рыбак, Алена Иванюшенко. Еще пяток пока никому не известных авторов. Читка их пьес и надежда на постановку профессиональным театром.

Семь спектаклей большой формы. Семь спектаклей малой формы. Привычный театр и непривычный эксперимент. Ежедневные строгие обсуждения критиками просмотренной продукции. Лекции. Мастер-классы. Заполненные публикой залы. Кроме театров Беларуси, представили спектакли Россия, Украина, Грузия. Лабораторные исследования, игра формами и жанрами. И что самое ценное — почти все о проблемах нашей современной жизни.

Все началось с «Сымона-музыкi» Национального драматического театра имени Якуба Коласа и обещания современного прочтения текста. Фирменный спектакль по неумирающей классике не получился, но заявил важную проблему взаимоотношений одаренной яркой личности с семьей и обществом.


Из Гомеля приехали «Летели качели» Константина Стешика с актуальной проблемой исследования подросткового суицида, влияния музыки и неразделенной любви на формирование юного человека. Это попытка научить чуду жизни без вымышленной философии и нытья. Как тут не вспомнить прекрасную мысль Конфуция: «Счастлив не тот, кто имеет все лучшее, а тот, кто извлекает все лучшее из того, что имеет».

Киевский академический театр «Золотые ворота» привез главную радость и главную победу фестиваля — спектакль «Папа, ты меня любил?». Это лучшая пьеса Дмитрия Богославского. Ее первоначальное название — «Тихий шорох уходящих шагов». Она наполнена архетипами народной жизни: колодец с чистой водой, дом с родными стенами, семейные фотографии, незримое присутствие предков. Талантливый режиссер с уникальным мышлением Стас Жирков создает пронзительный душевный спектакль из сочетания трагедии и гротеска. В течение двух часов напряженное поле постановки не дает расслабиться, подбрасывает множество ребусов и загадок, роднит в едином порыве самые разные души.

Обнадеживающее многоточие праздника

Когда-то российский актер Евгений Гришковец выпустил на волю подробности жизни маленького человека нашего времени, и волна подражания захлестнула театр. Все, кто смотрит телесериалы, устали наблюдать за жизнью олигархов, чиновников, финансово благополучных людей и потянулись к людям на обочине. Новая драма взрастилась на показе маргинальных слоев общества, на документальности поступков и человеческих судеб. Лидер новой драмы Павел Пряжко, чьи пьесы с успехом идут в России, заметил, что такие тексты живут два года, потом теряют актуальность. Такие тексты старыми методами не вскроешь. Нужна изобретательность режиссера. Мы увидели эту изобретательность в петербургском театре POST, в спектаклях «Это все она», «Моня», «Лондон», «Музыка улиц», «Гэтамы». Хорошо, что в программе фестиваля была старая пьеса Алексея Дударева «Не покидай меня». Это позволило сравнивать, какой была драматургия прежде и какой стала сегодня.

Фото предоставлено Театром драмы и комедии им.В.И.ДУНИНА-МАРЦИНКЕВИЧА

Спектакли малой формы о простых людях не претендовали на эпохальные произведения. Они все же заставляли задумываться о патриотизме, о чувстве Родины, посмотреть на себя со стороны, увидеть совсем не идеальных людей и хорошее актерское исполнение. 

Продюсерский проект «Гэтамы» получил высокую награду за актерский ансамбль.

«Моня» открыл Бобруйску его земляка Эфраима Севелу, человека с мировой известностью и жизнелюбием его героев. Простой парикмахер Моня проходит ужасы войны благодаря этому жизнелюбию, маленьким радостям существования и изобретательности ума. Смех и слезы смешиваются в монодраме украинского артиста Виталия Бондарева. 

«Музыка улиц» собирает нехитрые истории уличных музыкантов, которые захотели свободы выбора и занятий. 


«Это все она» — дуэт двух актеров Республиканского театра белорусской драматургии заставил задуматься о непростых взаимоотношениях матерей, которые растят сыновей без мужа и теряют с ними контакт из-за своей излишней любви и опеки.

Нет возможности рассказать обо всех спектаклях. Многие из них откровенно разочаровали или вызвали непонимание. Так, непонятной безделушкой оказался спектакль из Грузии, расстроил купаловский «Урожай». Зато порадовала премьера хозяев фестиваля — бобруйчан — «Сиртаки». Она оказалась обнадеживающим многоточием праздника. Жанр «молодежный драйв» позволил увидеть всю труппу театра — танцующую, в бесхитростной простоте, без примадонн и премьеров. Она существует в магически красивой, стильной зоне со своей особой энергетикой. Работа сценографа Валентины Правдиной была признана лучшей на фестивале. Можно было бы особо отметить режиссера «Сиртаки» Татьяну Троянович за создание веселого духа студийности. Качество студийности присутствовало практически в большинстве пьес молодых авторов и режиссерских работ. Это означает, что из проб, находок, ошибок обязательно вырастает что-то принципиально серьезное и глубокое.
Уникальность фестиваля в том, что его программа состоит только из спектаклей исключительно по произведениям белорусских драматургов.
Фото предоставлено Театром драмы и комедии им. В.И.Дунина-Марцинкевича.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter