Европейский капитан или рыхлая конфедерация?

Тихий голос европейской бюрократии

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер обратился с ежегодной речью к Европарламенту. Это выступление стало как подведением итогов уходящего политического года, так и постановкой задач на будущее.

фото Thefiscaltimes.com

В целом тональность выступления получилась оптимистической. Глава Еврокомиссии констатировал преодоление последствий мирового финансового кризиса и выход экономики сообщества на устойчивый рост. Политическими результатами он также доволен: угроза единству ЕС миновала и «ветер снова дует в паруса Европы». А это значит, что необходимо использовать открывшееся окно возможностей для дальнейшего укрепления Евросоюза.

Программа, предлагаемая Юнкером, выглядит достаточно амбициозной. По сути, речь идет о дальнейшем углублении интеграции во всех ключевых сферах. Юнкер призывает к выработке единых социальных стандартов в масштабах всего ЕС, распространению Шенгенского соглашения на всех участников объединения, созданию полноценного банковского союза, а также превращению евро в подлинно общеевропейскую валюту. Все это идет вразрез с появившимися в последнее время разговорами о «Европе разных скоростей». Напротив, Юнкер всячески подчеркивал необходимость всеобщего равенства в рамках ЕС и неприемлемость появления стран и граждан второго сорта.

Большинство наблюдателей также обратили внимание на предложение Юнкера объединить посты глав Еврокомиссии и Евросовета. По сути, речь может идти об учреждении должности «президента Европы». Сам Юнкер мотивировал эту идею соображениями повышения эффективности управления, когда «кораблем управляет один капитан». Еще одной новацией, предложенной Юнкером, является отказ от системы принятия решений на основании одобрения всеми членами союза. Эта система долгое время оставалась поводом для гордости, символизируя равенство всех членов ЕС, больших и малых, бедных и богатых. Однако все более очевидной становится ее неэффективность, превращающая ЕС в аналог Речи Посполитой на излете ее существования, когда выкрик любого своевольного шляхтича мог заблокировать важное решение. Юнкер предлагает перейти к системе квалифицированного большинства (2/3 голосов и более), что, однако, вряд ли понравится малым государствам, которые не без оснований будут полагать, что такая система принятия решений окончательно отдаст бразды управления в руки больших и богатых.

Внешнеполитическая повестка Юнкера выглядит, можно сказать, наступательной. С одной стороны, он остудил горячие головы, заявив, что до 2019 года нового расширения Евросоюза не планируется. С другой стороны, названный им срок слишком короток, и по его истечении, по заверениям Юнкера, ЕС вполне может прирасти новыми членами из числа республик бывшей Югославии, которые стоят в европейском предбаннике не первое десятилетие. Впрочем, о перспективах членства для Украины Юнкер красноречиво умолчал, а Турции – сказал твердое и решительное «нет». Таким образом, политический развод Анкары и Брюсселя можно считать официально оформленным, что, по всей видимости, приведет к дальнейшему ухудшению европейско-турецких отношений.

Еще одной важной темой, о которой говорил Юнкер, стало формирование на базе ЕС оборонительного союза, что говорит о стремлении выйти из-под силового зонтика НАТО на фоне нарастающих противоречий с США. Много также говорилось о противодействии киберугрозам, которые в последнее время стали одной из главных страшилок западного общества. Это можно считать «шпилькой» в адрес Москвы, которая напрямую в речи Юнкера не упоминалась, однако хорошо известно, что именно Россию в Европе считают главным источником кибератак, якобы с целью дестабилизации ЕС. Таким образом, представление о России как о противнике остается одной из основ внешней политики Брюсселя.

ЕС явно перерос ту форму рыхлой конфедерации, в которой он сейчас находится, и для дальнейшего развития необходима централизация, — в этом основной смысл речи Юнкера. Однако удастся ли реализовать эту программу, далеко не очевидно. Голос Юнкера — голос европейской бюрократии, давно стремящейся к расширению собственных функций и полномочий, однако не имеющей необходимой демократической легитимности и встречающей постоянное противодействие национальных правительств. Препятствуют программе Юнкера и противоречия между отдельными государствами ЕС, между «старой» и «новой» Европой. Борьба за будущее единой Европы не обещает быть легкой.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter