“Тигры” в регионах

На чем зарабатывать деньги в малых городах и сельской местности

На чем зарабатывать деньги в малых городах и сельской местности

Борис ПАНЬШИН, профессор экономического факультета БГУ

Пока внешние рынки буксуют, самое время напрячься и подумать, как заработать на кризисе и смене предпочтений покупателей. К примеру, в России в последнее время стали покупать более дешевые продовольственные товары, ожидается существенный рост продаж в сегменте одежды и обуви. Это хорошие сигналы для белорусских предприятий и предпринимателей. А учитывая, что в мировой экономике происходят не только процессы чисто потребительского насыщения, но и растет интерес к органической пище и активному туризму, можно говорить о дальнейшем укреплении потенциала Беларуси и в этих сферах. В современных условиях, когда перемены становятся жизненно необходимыми, могут возродиться давно забытые народные производства и промыслы и появиться новые векторы развития. Поэтому у Беларуси есть большое будущее не только как туристического и оздоровительного центра, но и как страны со средоточием новых и эксклюзивных предприятий. Мировая практика показывает, что в странах или отдельных регионах, имеющих комфортные условия для жизни и безопасного отдыха, можно в короткие сроки создать благоприятную среду для внедрения высоких технологий и новых производств. Беларусь уже сегодня стала хорошей площадкой для развития информационных технологий, производства лекарств, оказания медицинских и образовательных услуг. И наш потенциал далеко не исчерпан.

Один из путей для достижения больших успехов экономики страны и повышения благосостояния населения — это развитие малого и среднего бизнеса в сельской местности, повышение его конкурентоспособности и усиление за счет уже существующих сильных сторон нашего хозяйственного комплекса в сельхозпроизводстве и машиностроении.

Принято считать, что успех государства формируется в основном на уровне правительства. Это является необходимым, но еще недостаточным условием для успешного развития экономики. Фактически же благосостояние страны и ее населения определяется микроэкономикой и зависит от способности каждого отдельного предприятия или индивидуального предпринимателя создавать качественные товары и оказывать услуги. И стремиться при этом еще и обеспечивать высокую добавленную стоимость, что делает предприятия рентабельными, а жизнь тружеников богаче. Именно это ставится во главу угла в поручениях Президента и планах правительства по модернизации предприятий.

На государственном уровне в Беларуси созданы достаточно хорошие условия для ведения бизнеса. В международных рейтингах наша страна в последние годы уверенно и стабильно движется вверх от “золотой середины”, занимая 63-е место среди 189 стран (Россия находится на 92-м, а Украина — на 112-м месте). Это означает, что государство последовательно улучшает условия работы для индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса. Начиная от регистрации предприятий и заканчивая уплатой налогов и защитой прав нанимателей и работников. Поставлена задача увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП до 30 процентов и обеспечить численность занятых в этом секторе не менее 1,8 миллиона человек к концу 2015 года.

Теперь очередь за обеспечением большего уровня взаимодействия предприятий и индивидуальных предпринимателей в регионах и повышения качества их работы. Здесь уже многое зависит от руководства на местах. К примеру, в Столинском районе местные жители выращивают и реализуют на рынок страны и зарубежья тысячи тонн помидоров и огурцов, зарабатывая приличные деньги. Но прибыль района и страны была бы значительно больше, если бы предприниматели взаимодействовали по принципу взаимовыгодности и взаимодополнения. То есть одни выращивают, другие перерабатывают, а третьи сбывают продукцию. Тогда  региональный бизнес получил бы качественно иное развитие. Такие районы, демонстрирующие высокие показатели самозанятости, в стране не единичны. Это говорит о том, что центр экономической политики должен постепенно смещаться в регионы, а вектор развития экономической политики — от макро- к микроуровню, то есть к малым предприятиям.

Конечно, требуются дополнительные усилия по вовлечению в этот процесс местного населения, усилия, направленные в большей степени не только на обеспечение заработков, но и на всестороннее развитие и реализацию собственной личности. Уже сегодня в Беларуси через райисполкомы  оказывается помощь желающим испытать свои силы в предпринимательстве, безработным выделяются денежные пособия на эти цели. Определено более тридцати приоритетных направлений  такой деятельности — от производства столярных изделий до услуг в сфере агроэкотуризма и организации интернет-кафе.

Для тех, кто решил открыть свое дело в малых городах и сельской местности,  льготы и стимулы по ряду позиций даже лучшие, чем в Парке высоких технологий. Конечно, не все пока еще идеально, но работать успешно можно. Особенно если обратить внимание на новые тенденции в производстве и потреблении. Очевидно, что эпоха непрерывного и часто бессмысленного потребления, для чего и создавались крупные массовые производства, заканчивается, а на смену идет эпоха качественных продуктов питания, активного отдыха на природе, производства товаров и услуг с максимальным приближением к индивидуальным запросам. Промышленные производства становятся все более безлюдными, но растет доля информационной и аналитической работы. Поэтому есть работа и для студентов в части оказания информационных и консалтинговых услуг для малого и среднего бизнеса. Заодно они бы лучше узнавали конкретику предпринимательской жизни и вносили в бизнес новые идеи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter