Тесты для учеников и... учителей

Никакой ошибки! Тесты действительно будут сдавать не только ученики, но и учителя. При этом абитуриенты, возможно, будут платить регистрационный взнос Об этом сообщил на пресс-конференции Анатолий Рубинов, первый заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь, председатель Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в 2007 году в учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования. В компетентности педагогов никто не сомневается, подчеркнул председатель комиссии, это тестирование поможет совершенствовать подобный вид экзаменов выпускников, определить сложность заданий, а также правомерность вопросов, поставленных в тестах перед абитуриентами. Педагогам будет предложено ответить на тесты как блока «А», так и «В». При этом сам экзамен для учителей будет проходить анонимно.

Участвуешь в ЦТ?  Плати...
По мнению Анатолия Рубинова, в Беларуси необходимо ввести регистрационный взнос на участие в централизованном тестировании.  Сумма взноса может составлять примерно 30 тысяч рублей — по 10 тысяч за тестирование по одному предмету.
— Такую сумму для своего ребенка может выделить семья с любым достатком, — убежден председатель комиссии. — А если умножить эту цифру на 200 тысяч — число участников ЦТ, получим сумму, эвивалентную 3 миллионам долларов. Эти деньги можно направить на организацию тестирования, а не выделять из бюджета.
Анатолий Рубинов так объяснил необходимость введения регистрационных взносов: опыт нынешнего ЦТ показал, что на тестирование не является большое число участников, заявивших о своем намерении сдавать тесты. В то же время на ЦТ нередко идут не только абитуриенты, но и репетиторы, родители выпускников школ, ученики старших классов. При этом затраты на организацию тестирования — печатание бланков, аренду аудиторий — несет государство. «НГ» уже сообщала, как на тестирование по истории в Солигорске явилась целая семья. Мать, отец — учителя-историки, и дочь.
— Почему налогоплательщики должны отдавать свои деньги за то, что люди идут просто тренироваться? — резонно заметил Анатолий Рубинов. При этом председатель комиссии пояснил, что введение регистрационного взноса не является нарушением закона о высшем образовании, и добавил, что Госкомиссия намерена настаивать на принятии этого предложения.
Тестированию жить!
Касаясь самих тестов, Анатолий Рубинов сказал, что, хотя их качество еще нуждается в изучении и доработке, сама форма тестирования уже прижилась и оценивается положительно как родителями, так и выпускниками школ, поскольку исключает субъективный фактор. В то же время  фактор случайности при сдаче тестов все же есть. Ведь при нескольких вариантах ответа можно угадать правильный. Хотя система тестирования в следующем году будет немного усовершенствована, кардинально она не изменится, подчеркнул Анатолий Рубинов.
Оценивая проведение ЦТ нынешнего года, председатель комиссии сказал, что в основном оно прошло организованно. Жалоб  практически не поступало. Подавляющее число обращений касалось в основном переноса срока сдачи теста на резервный день. Практически все они решались в пользу абитуриентов. Вот только один пример. Девушка пожаловалась на плохо пропечатанную строчку с заданием в листе для тестирования по английскому языку, она утверждала, что это помешало ей выполнить задание. И комиссия засчитала задание как выполненное правильно.
В целом участие в ЦТ приняло около 195 тысяч человек. При этом почти 8% сданных тестов оценены неудовлетворительно  — 15 и менее баллов. Правда, не обошлось и без некоторых шероховатостей. Например, из-за отсутствия документов, удостоверяющих личность, на ЦТ не были допущены 138 человек. Некоторые абитуриенты сдали тесты в резервный день.
В целом в нынешнем году за различные нарушения из аудиторий были удалены 70 человек. Экзамен не удалось сдать тем, кто вопреки предупреждениям пронес в аудиторию мобильный телефон, пользовался шпаргалками, менялся с соседом бланком теста.
В 2006 году в вузы и ссузы поступали около 120 тысяч человек. Ожидается, что и в нынешнем году абитуриентов будет не менее 115 тысяч.
С калькулятором или без?
Этот вопрос  организаторы тестирования еще обсуждают. Он, к слову, самый часто задаваемый во время проведения тестирования по химии, физике и математике. Отвечая на него журналистам, Анатолий Рубинов сказал:
—  Мы должны совместно с Министерством образования и Республиканским институтом контроля знаний проработать тесты по химии и физике таким образом, чтобы абитуриенты не нуждались в использовании даже простейших вычислительных машин. Причем тесты по этим двум предметам должны стать несколько легче.
По его словам, вопрос совершенствования алгоритма тестовых заданий и выработки единых научных подходов к их формированию нуждается в рассмотрении в самое ближайшее время. «Необходимо решить, сколько минут отводить на тест по русскому языку или по физике, почему сейчас абитуриентам предлагается ответить на 25 заданий по математике и на 60 заданий по русскому языку, — сказал Анатолий Рубинов. — Все эти вопросы должны быть решены до конца нынешнего года и соответственно до начала следующей вступительной кампании».
У кого баллы выше
Присутствующий на пресс-конференции первый заместитель министра образования страны Александр Жук сообщил, что выпускники школ с углубленным изучением предметов получают на ЦТ на 10—20 баллов больше других абитуриентов. В нынешнем году только по трем предметам — физике, математике и истории Беларуси — средние баллы колебались от 24 до 35, по остальным 11 предметам — выше 40—45.
При этом возросло качество подготовки абитуриентов из сельской местности. Например, у сельких выпускников средний балл по белорусскому и испанскому языкам в 2006 году был выше, чем у городских. В нынешнем — еще и по немецкому и географии. Процент поступления сельских школьников в вузы растет: в 2005 году он составлял
14 процентов, в 2006-м — 18 процентов. По мнению заместителя министра образования Александра Жука, сельские школьники «начинают поджимать горожан», ведь репетитор по географии может подготовить к любому тесту.
Юристов подготовят меньше
В этом году сокращен прием в высшие учебные заведения на 1—1,5 процента. Уменьшен набор на специальности группы «право» — на 15 процентов, экономического профиля — 18 процентов, на отдельные педагогические специальности — до 25 процентов. Увеличен набор на специальности строительного профиля и связанные с коммуникационными и информационными технологиями и др.
В целом в вузы всех форм собственности планируется зачислить примерно 85 тысяч абитуриентов. В государственные — 75 тысяч человек, около 10 тысяч — в вузы частной собственности, еще около 30 тысяч — в средние специальные учебные заведения.
Пропуск в вуз уже в кармане
Уже завершилась абитуриентская кампания в вузах первого потока — творческих и так называемых силовых. Средний конкурс, например, в университете культуры и искусств составил 3,6 человека на место, в минувшем году — 3,1. На отдельные специальности конкурс доходил до 10 человек на место. В Белорусскую государственную академию искусств  — 5,1, в Академию музыки — 1,4.
На одно место в Академии МВД претендовало 2,6 человека, Военной академии — 2, Гомельском инженерном институте МЧС: у юношей — 3,7, у девушек — 5,8. В Командно-инженерном институте МЧС: юноши — 5,3, девушки — 10 человек на место.
В названных вузах сельские абитуриенты составляют 14 процентов.
Вторая волна
Что касается приема документов в вузы второго потока, то на сегоднящний день в среднем подано от 15 до 25 процентов от потребности. В Министерстве образования называют эту ситуацию режимом ожидания. Документы в основном подали те, кто имеет очень высокие баллы и рассчитывает поступить на бюджетные места. Остальные еще определяются, где учиться.
Заместитель министра образования Александр Жук предположил, что конкурс в нынешем году будет в среднем 3 человека на место, но по отдельным специальностям выше. Каждые 3 часа приемная комиссия вуза обновляет информацию о ходе приема документов от абитуриентов. Узнать ее можно на сайтах учебных заведений, на электронных мониторах и т.д. Так что проблем с информированием поступающих и их родителей на сегодняшний день нет.
В министерстве признают, что по результатам ЦТ баллы у абитуриентов выше, чем в минувшем году.
— В целом ожидается, что в нынешнем году средний проходной балл будет на уровне прошлого года, — сказал заместитель министра образования Александр Жук.
Тест или экзамен?
— Некоторые вузы,  готовящие специалистов по химии, физике и математике, считают, что кроме тестирования должен быть свой, вузовский экзамен по этим предметам, поскольку тестам они не очень доверяют, — говорит Анатолий Рубинов. —  Однако абитуриенты, успешно сдавшие тесты, не хотят рисковать. Этот вопрос еще требует дополнительного анализа и решения. Конечно, на творческие специальности такие экзамены нужны.
Белорусский язык по-новому?
Будут ли писать абитуриенты тесты по белорусскому языку по новым правилам?
— Сейчас завершается процесс разработки новых правил. Это очень сложная работа, которую выполнял не один человек, — сообщает Александр Жук. — Когда парламент примет новый закон, еще неизвестно. Если это случится, программы по изучению белорусского языка будут скорректированы, но пока об этом говорить рано.
Можно ли купить тесты?
— Это практически невозможно, потому что формирование вариантов заданий проводится накануне тестирования, — объясняет Николай Феськов — директор Республиканского института контроля знаний Министерства образования Республики Беларусь. — Когда два года назад в Бресте два молодых человека продавали «тесты» и неплохо на этом зарабатывали, пока их не привлекли к уголовной ответственности,  находились люди, которые у них покупали этот «товар». Нас это удивляет! Технология формирования тестов такова, что в нее никто не может вмешаться. О тесте знает только один человек. И даже если бы была утечка, то только от одного человека.
— Заранее получить тесты абсолютно невозможно, — убежден и председатель комиссии Анатолий Рубинов.
— Два-три года назад действительно ходили по рукам шпаргалки, похожие на тесты, — сказал начальник главного управления контроля за работой отраслей социальной сферы Комитета госконтроля Анатолий Морозевич. — Тогда правоохранительными органами было проведено расследование. Ничего не подтвердилось. В прошлом  и нынешнем году шпаргалок, похожих на нынешние тесты, не было. Хотя обычные классические шпаргалки, как в школе, встречались.
Журналисты поинтересовались также, сталкивалась ли государственная комиссия с фактами, когда чиновники по телефону просили помочь тому или иному абитуриенту. Анатолий Рубинов ответил:
— Конечно, звонили, но скорее по незнанию, а не из-за желания воспользоваться телефонным правом. Но исключений мы ни для кого не делали, потому что порядок для всех один.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter