Участвуешь в ЦТ? Плати...
По мнению Анатолия Рубинова, в Беларуси необходимо ввести регистрационный взнос на участие в централизованном тестировании. Сумма взноса может составлять примерно 30 тысяч рублей — по 10 тысяч за тестирование по одному предмету.
— Такую сумму для своего ребенка может выделить семья с любым достатком, — убежден председатель комиссии. — А если умножить эту цифру на 200 тысяч — число участников ЦТ, получим сумму, эвивалентную 3 миллионам долларов. Эти деньги можно направить на организацию тестирования, а не выделять из бюджета.
Анатолий Рубинов так объяснил необходимость введения регистрационных взносов: опыт нынешнего ЦТ показал, что на тестирование не является большое число участников, заявивших о своем намерении сдавать тесты. В то же время на ЦТ нередко идут не только абитуриенты, но и репетиторы, родители выпускников школ, ученики старших классов. При этом затраты на организацию тестирования — печатание бланков, аренду аудиторий — несет государство. «НГ» уже сообщала, как на тестирование по истории в Солигорске явилась целая семья. Мать, отец — учителя-историки, и дочь.
— Почему налогоплательщики должны отдавать свои деньги за то, что люди идут просто тренироваться? — резонно заметил Анатолий Рубинов. При этом председатель комиссии пояснил, что введение регистрационного взноса не является нарушением закона о высшем образовании, и добавил, что Госкомиссия намерена настаивать на принятии этого предложения.
Тестированию жить!
Касаясь самих тестов, Анатолий Рубинов сказал, что, хотя их качество еще нуждается в изучении и доработке, сама форма тестирования уже прижилась и оценивается положительно как родителями, так и выпускниками школ, поскольку исключает субъективный фактор. В то же время фактор случайности при сдаче тестов все же есть. Ведь при нескольких вариантах ответа можно угадать правильный. Хотя система тестирования в следующем году будет немного усовершенствована, кардинально она не изменится, подчеркнул Анатолий Рубинов.
Оценивая проведение ЦТ нынешнего года, председатель комиссии сказал, что в основном оно прошло организованно. Жалоб практически не поступало. Подавляющее число обращений касалось в основном переноса срока сдачи теста на резервный день. Практически все они решались в пользу абитуриентов. Вот только один пример. Девушка пожаловалась на плохо пропечатанную строчку с заданием в листе для тестирования по английскому языку, она утверждала, что это помешало ей выполнить задание. И комиссия засчитала задание как выполненное правильно.
В целом участие в ЦТ приняло около 195 тысяч человек. При этом почти 8% сданных тестов оценены неудовлетворительно — 15 и менее баллов. Правда, не обошлось и без некоторых шероховатостей. Например, из-за отсутствия документов, удостоверяющих личность, на ЦТ не были допущены 138 человек. Некоторые абитуриенты сдали тесты в резервный день.
В целом в нынешнем году за различные нарушения из аудиторий были удалены 70 человек. Экзамен не удалось сдать тем, кто вопреки предупреждениям пронес в аудиторию мобильный телефон, пользовался шпаргалками, менялся с соседом бланком теста.
В 2006 году в вузы и ссузы поступали около 120 тысяч человек. Ожидается, что и в нынешнем году абитуриентов будет не менее 115 тысяч.
С калькулятором или без?
Этот вопрос организаторы тестирования еще обсуждают. Он, к слову, самый часто задаваемый во время проведения тестирования по химии, физике и математике. Отвечая на него журналистам, Анатолий Рубинов сказал:
— Мы должны совместно с Министерством образования и Республиканским институтом контроля знаний проработать тесты по химии и физике таким образом, чтобы абитуриенты не нуждались в использовании даже простейших вычислительных машин. Причем тесты по этим двум предметам должны стать несколько легче.
По его словам, вопрос совершенствования алгоритма тестовых заданий и выработки единых научных подходов к их формированию нуждается в рассмотрении в самое ближайшее время. «Необходимо решить, сколько минут отводить на тест по русскому языку или по физике, почему сейчас абитуриентам предлагается ответить на 25 заданий по математике и на 60 заданий по русскому языку, — сказал Анатолий Рубинов. — Все эти вопросы должны быть решены до конца нынешнего года и соответственно до начала следующей вступительной кампании».
У кого баллы выше
Присутствующий на пресс-конференции первый заместитель министра образования страны Александр Жук сообщил, что выпускники школ с углубленным изучением предметов получают на ЦТ на 10—20 баллов больше других абитуриентов. В нынешнем году только по трем предметам — физике, математике и истории Беларуси — средние баллы колебались от 24 до 35, по остальным 11 предметам — выше 40—45.
При этом возросло качество подготовки абитуриентов из сельской местности. Например, у сельких выпускников средний балл по белорусскому и испанскому языкам в 2006 году был выше, чем у городских. В нынешнем — еще и по немецкому и географии. Процент поступления сельских школьников в вузы растет: в 2005 году он составлял
14 процентов, в 2006-м — 18 процентов. По мнению заместителя министра образования Александра Жука, сельские школьники «начинают поджимать горожан», ведь репетитор по географии может подготовить к любому тесту.
Юристов подготовят меньше
В этом году сокращен прием в высшие учебные заведения на 1—1,5 процента. Уменьшен набор на специальности группы «право» — на 15 процентов, экономического профиля — 18 процентов, на отдельные педагогические специальности — до 25 процентов. Увеличен набор на специальности строительного профиля и связанные с коммуникационными и информационными технологиями и др.
В целом в вузы всех форм собственности планируется зачислить примерно 85 тысяч абитуриентов. В государственные — 75 тысяч человек, около 10 тысяч — в вузы частной собственности, еще около 30 тысяч — в средние специальные учебные заведения.
Пропуск в вуз уже в кармане
Уже завершилась абитуриентская кампания в вузах первого потока — творческих и так называемых силовых. Средний конкурс, например, в университете культуры и искусств составил 3,6 человека на место, в минувшем году — 3,1. На отдельные специальности конкурс доходил до 10 человек на место. В Белорусскую государственную академию искусств — 5,1, в Академию музыки — 1,4.
На одно место в Академии МВД претендовало 2,6 человека, Военной академии — 2, Гомельском инженерном институте МЧС: у юношей — 3,7, у девушек — 5,8. В Командно-инженерном институте МЧС: юноши — 5,3, девушки — 10 человек на место.
В названных вузах сельские абитуриенты составляют 14 процентов.
Вторая волна
Что касается приема документов в вузы второго потока, то на сегоднящний день в среднем подано от 15 до 25 процентов от потребности. В Министерстве образования называют эту ситуацию режимом ожидания. Документы в основном подали те, кто имеет очень высокие баллы и рассчитывает поступить на бюджетные места. Остальные еще определяются, где учиться.
Заместитель министра образования Александр Жук предположил, что конкурс в нынешем году будет в среднем 3 человека на место, но по отдельным специальностям выше. Каждые 3 часа приемная комиссия вуза обновляет информацию о ходе приема документов от абитуриентов. Узнать ее можно на сайтах учебных заведений, на электронных мониторах и т.д. Так что проблем с информированием поступающих и их родителей на сегодняшний день нет.
В министерстве признают, что по результатам ЦТ баллы у абитуриентов выше, чем в минувшем году.
— В целом ожидается, что в нынешнем году средний проходной балл будет на уровне прошлого года, — сказал заместитель министра образования Александр Жук.
Тест или экзамен?
— Некоторые вузы, готовящие специалистов по химии, физике и математике, считают, что кроме тестирования должен быть свой, вузовский экзамен по этим предметам, поскольку тестам они не очень доверяют, — говорит Анатолий Рубинов. — Однако абитуриенты, успешно сдавшие тесты, не хотят рисковать. Этот вопрос еще требует дополнительного анализа и решения. Конечно, на творческие специальности такие экзамены нужны.
Белорусский язык по-новому?
Будут ли писать абитуриенты тесты по белорусскому языку по новым правилам?
— Сейчас завершается процесс разработки новых правил. Это очень сложная работа, которую выполнял не один человек, — сообщает Александр Жук. — Когда парламент примет новый закон, еще неизвестно. Если это случится, программы по изучению белорусского языка будут скорректированы, но пока об этом говорить рано.
Можно ли купить тесты?
— Это практически невозможно, потому что формирование вариантов заданий проводится накануне тестирования, — объясняет Николай Феськов — директор Республиканского института контроля знаний Министерства образования Республики Беларусь. — Когда два года назад в Бресте два молодых человека продавали «тесты» и неплохо на этом зарабатывали, пока их не привлекли к уголовной ответственности, находились люди, которые у них покупали этот «товар». Нас это удивляет! Технология формирования тестов такова, что в нее никто не может вмешаться. О тесте знает только один человек. И даже если бы была утечка, то только от одного человека.
— Заранее получить тесты абсолютно невозможно, — убежден и председатель комиссии Анатолий Рубинов.
— Два-три года назад действительно ходили по рукам шпаргалки, похожие на тесты, — сказал начальник главного управления контроля за работой отраслей социальной сферы Комитета госконтроля Анатолий Морозевич. — Тогда правоохранительными органами было проведено расследование. Ничего не подтвердилось. В прошлом и нынешнем году шпаргалок, похожих на нынешние тесты, не было. Хотя обычные классические шпаргалки, как в школе, встречались.
Журналисты поинтересовались также, сталкивалась ли государственная комиссия с фактами, когда чиновники по телефону просили помочь тому или иному абитуриенту. Анатолий Рубинов ответил:
— Конечно, звонили, но скорее по незнанию, а не из-за желания воспользоваться телефонным правом. Но исключений мы ни для кого не делали, потому что порядок для всех один.
Тесты для учеников и... учителей
Никакой ошибки! Тесты действительно будут сдавать не только ученики, но и учителя. При этом абитуриенты, возможно, будут платить регистрационный взнос
Об этом сообщил на пресс-конференции Анатолий Рубинов, первый заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь, председатель Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в 2007 году в учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования.
В компетентности педагогов никто не сомневается, подчеркнул председатель комиссии, это тестирование поможет совершенствовать подобный вид экзаменов выпускников, определить сложность заданий, а также правомерность вопросов, поставленных в тестах перед абитуриентами. Педагогам будет предложено ответить на тесты как блока «А», так и «В». При этом сам экзамен для учителей будет проходить анонимно.