Как семье выпускника правильно настроиться на сдачу экзаменов

Тесты без стресса

Всего неделя до самого напряженного этапа вступительной кампании – централизованного тестирования. Нервничают и абитуриенты, и их родители, и педагоги. В этом году на ЦТ зарегистрировались 76.888 человек, они напишут более 258 тысяч тестов. Самыми популярными оказались экзамены по русскому языку (около 63.000) и математике (более 42.000), на третьем месте английский (свыше 26.000). Тест по белорусскому планируют сдать 22.000 абитуриентов. Как школьникам выдохнуть, справиться с этим стрессом и правильно настроиться на сдачу испытаний, рассказала психолог-профориентолог Анна ИСАЕНКО.

фото виталия пивоварчика.

Дайте право руля

Кажется, все знают простые правила: чем раньше до экзаменов выстроишь правильный режим дня, уделяя по 8 часов учебе, досугу и сну, тем лучше. Но правы родители, когда усмехаются: мол, сколько ни говори уже практически взрослому человеку, что в 22.00 пора спать, вряд ли он отложит смартфон. Не проще и с общим настроем, ведь окружающие активно третируют будущих выпускников: «Вот не поступишь…» Неудивительно, что российские специалисты пришли недавно к выводу: в обычном школьном классе каждый пятый (!) ребенок нуждается в психологической помощи накануне экзамена. И это серьезная ошибка взрослых. Анна Исаенко уверена: давить на старшеклассника не нужно, поскольку определиться с университетом, а по сути, с будущей профессией — первый взрослый выбор в жизни человека, сделать который важно самостоятельно.

Анна Исаенко.
ФОТО АРТУРА ПРУПАСА.
— Таких выборов в течение жизни немного: кем быть, с кем жить и какие ценности отстаивать. И все предыдущие годы родители своим примером показывали, как распределять время, готовили к преодолению трудностей. Это можно сравнить с обучением вождению. Надо решить вопрос перехвата руля управления. До сих пор вы ехали на заднем сидении, мама с папой чередовались — то один вел, то другой, определяли, за счет каких денег ехать, куда, с какими остановками, что есть. Да, периодически с вами, конечно, советовались, но ваш голос был совещательный. То есть ребенок ехал эти 17 лет, смотря по сторонам. А сдача экзаменов — как раз такой момент, когда он впервые готовится повернуть руль самостоятельно. И ответственность за поворот несет сам — не мама, не папа, не классный руководитель, не директор школы…

По мнению Анны Станиславовны, важно понять еще один момент: экзамен — всего лишь первое препятствие на пути к достижению цели, в данном случае — к профессиональной реализации. А препятствия, как известно, закаляют. Тут к месту и мнение опытных педагогов, которые не устают повторять: школьники много раз делали похожие тестовые задания и тренировочные упражнения, на экзамене, в сущности, нет ничего нового, разве что проверка может быть в последний раз. Не сдал так, как планировали? Даже в случае провала катастрофы не случится. Кстати, личный опыт Анны Исаенко поучителен.

— У меня дочь тоже не поступила с первого раза в медицинский на тот факультет, на который хотела. Не хватило баллов. Но она сама решила, что будет год работать в доме малютки для детей с патологией развития и поступать потом снова. И за этот год лишний раз убедилась, что сделала правильный выбор, только закалилась. Родители очень заблуждаются, когда делают поворот руля за ребенка. Лучше вовремя стать партнером и другом, иначе через несколько лет дождетесь сакраментального вопроса: «Зачем вы меня туда толкнули?» Мне доводится иметь дело с парнями и девушками, которые становились студентами по принципу «лишь бы куда поступить». А потом курсе на третьем они находят себя совершенно не на своем месте, занятыми чуждым делом. Поверьте, это куда большее разочарование, когда уже вложены временные и финансовые ресурсы в обучение. Поэтому я сторонник европейского подхода, где популярны волонтерские практики, во время которых человек может попробовать себя, искать свой путь.

Тем временем в России

В некоторых школах там даже созданы специальные программы по профилактике в преддверии ЕГЭ: психологи ведут с родителями разъяснительную работу, как не доводить ситуацию до крайности. Ведь, увы, каждый год на почве экзаменационного стресса происходят трагедии. Несколько дней назад во
время написания итоговой работы по математике в школе № 38 г. Чебоксары умерла 17-летняя школьница, страдавшая врожденным пороком сердца. Чуть раньше, опять же готовясь к математике, скончался в Екатеринбурге ученик лицея.

Чебоксарская школьница мало того что сдавала экзамен не в своей школе, что тоже добавило волнения, так еще стояла жара, которая увеличивает нагрузку на больное сердце. Уже перед началом испытания девушка выглядела неважно. Организаторы ЕГЭ советовали идти домой, но она сделала свой выбор. Через час сердце остановилось… Жуткое стечение обстоятельств? Похоже, но еще и очередное подтверждение истины: нельзя возводить экзамены в культ, психологически готовиться к ним надо на протяжении всего учебного года и не накручивать себя. Ни учителям, ни родителям, ни самим школьникам, у которых вся жизнь впереди. Эксперты рекомендуют тут руководствоваться двумя афоризмами. Суворовским «Тяжело в учении, легко в бою». То есть знания накапливать поступательно, из года в год, а не форсированно, в последний момент. А также фразой древнеримского императора Марка Аврелия «Делай что должно, и будь что будет»: постарайся показать свой максимум и прими любой результат.


Как вести себя родителям?

Специалисты единодушны: правильное поведение семьи, ее поддержка накануне экзамена — залог спокойной и успешной сдачи ЦТ. Что нужно делать?

■ Постоянно подчеркивайте ребенку: ты для меня самый лучший и ценный, люблю тебя в любой ситуации. Приму любой результат и поддержу, я — твоя точка опоры. А дом всегда будет для тебя гаванью, где ты сможешь отдохнуть, получить помощь: психологическую, финансовую, моральную. И, конечно же, не только на словах, но и на деле принимайте результат, каким бы плохим он ни был.

■ Важно заранее обсудить с ребенком, куда он хочет поступать. Какие проходные баллы, как нужно готовиться. Отлично это впишется в доверительную атмосферу вечерних чаепитий: ребенок чувствует, что его мнение важно, с ним считаются. К сожалению, у нас еще далеко не всегда в ходу принятие подростка как друга, полноценной личности и человека со своими особенностями. А сам экзамен — это просто час Х, когда приходит пора держать удар.

■ Скажите ребенку: ты просто переходишь на новый взрослый уровень. Это как в компьютерной игре. Но даже там нужно набрать какое-то количество баллов, преодолеть некие препятствия, приобрести дополнительные умения и возможности, чтобы более сильным и закалившимся пойти дальше.

Зарубежные эксперты и вовсе предостерегают: талантливые ребята в силу своего характера и уязвимости испытывают особенно сильный стресс перед экзаменами. В итоге могут все знать, но не справиться именно с психологической, а не с интеллектуальной нагрузкой. Поэтому так опасно, когда не реализовавшийся в чем-то родитель пытается отыграться на ребенке…

Так уж сложилось, что наша школа учит учеников панически бояться ошибки и неудачи, при этом подростки не умеют рефлексировать. А жизнь сейчас такова, что единственно правильных решений не бывает, и непонятно, какие знания пригодятся, а какие нет. Не случайно все чаще при собеседовании не смотрят диплом, а спрашивают: что ты умеешь? Тут, правда, важно, чтобы и школьник адекватно оценивал, насколько он вложился в подготовку, насколько много приложил усилий. Это родители могут показать опять-таки только своим примером. И если ты недостаточно поработал, пока ты под крылышком у мамы с папой, будет даже полезно прочувствовать, что такое неудача.

pasiyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter