Точный ответ в течение 6 часов: как в лаборатории расшифровывают результаты анализов на коронавирус

Тест за здоровье

168 986 — именно столько тестов на коронавирус провели наши медики с начала распространения инфекции на территории страны. По словам Елены Богдан, замес-тителя министра здравоохранения, врачи осознанно идут на гипердиагностику, чтобы не упустить ни одного пациента. Возможности тестирования постоянно расширяются: если еще два месяца назад работала всего одна лаборатория, в которой делали 300 тестов в сутки, то теперь их больше 30, а счет выполняемых анализов идет на тысячи. По госзаказу пару недель назад подключились к этому процессу и частные лаборатории.Корреспондент «Р» побывала в одной из них и посмот-рела, как врачи диагностируют коронавирус.

Врачи лабораторной диагностики полностью защищены: на каждом этапе меняют перчатки, дезинфицируют поверхности.

От рассвета до заката

Бахилы, респиратор, шапочка и комбинезон — без защитной «амуниции» в лабораторию не пройти, ведь медики здесь работают с вирусом третьего, предпоследнего, класса опасности. Кстати, лайфхак: если вы переживаете, что в этом году не съездите в отпуск в жаркие страны, приобретите себе такой комплект и проведите в нем пару часов. Всю прелесть этого облачения я прочувствовала на себе: внутри как в парилке — или, если романтично, то как в Таиланде в высокий сезон. Но врачи на это уже не обращают внимания, для них главное — помочь людям. 

— Биоматериал нам привозят каждое утро: курьер предварительно звонит, мы переодеваемся в спецодежду и выходим его встречать, — Елена Кирильчик, врач лабораторной диагностики SYNLAB, пересчитывает пробирки в только что полученном синем контейнере — сегодня их 150. — Сейчас мы сотрудничаем с Городским клиническим кожвендиспансером, а туда материал попадает из многих поликлиник столицы. В сопровождение нам дают необходимую общую информацию, в том числе чей это анализ (контакта первого, второго уровня или уже заболевшего пациента). 

Лаборатория работает в две смены: с 9 утра до 9 вечера, за это время врачи успевают провести все необходимые тесты. Вот и сейчас медики занимают свои места в боксах и начинают выделять РНК. 

— Мы работаем с методом ПЦР — полимеразной цепной реакции. Он для нашей лаборатории не новый: обычно с помощью ПЦР проверяют, есть ли у человека ВПЧ, гепатиты, герпес или инфекции, передающиеся половым путем, — проводит краткий ликбез специалист.

В лаборатории работают с методом ПЦР — полимеразной цепной реакции.

Сначала медики за стеклом ламинарного шкафа выделяют РНК вируса, затем раскапывают амплификацию — это необходимо для создания дополнительных копий РНК, чтобы определить возбудителя инфекции. После всех манипуляций врачи через «раздаточное» окошко передают коллегам крохотные пробирки с образцами пациентов и добавленными в них реагентами для исследования. Дальше работают с РНК с помощью амплификатора: ищут фрагмент SARS-CoV-2, который и считается возбудителем коронавируса.

— Пробирки мы помещаем в амплификаторы — это запрограммированные приборы, которые охлаждают и нагревают материал до нужных температур, — Елена Кирильчик раскладывает первые 96 проб по отсекам и запускает машину.

Защита высшего уровня

Спустя два часа на экране компьютера появляются результаты каждого протестированного пациента. Зеленые прыгающие полоски в маленьких окошках лично мне ни о чем не говорят, но специалисты, только раз взглянув на картинку, понимают, болен человек коронавирусом или нет. 

— NA означает отрицательный результат, а цифры в прямоугольнике — положительный, — объясняет врач и в списке пациентов делает несколько отметок красным фломастером. — Протоколы с результатами мы отправим в электронном виде в Городской клинический кожвендиспансер. Кстати, результат зависит от качества забора: анализы берут длинной ватной палочкой из двух ноздрей и зева, затем кладут в пробирку и заливают физраствором, чтобы клетки не разрушались. 

Сотрудники ПЦР-лаборатории, выполняющие анализ на COVID-19: Елена КИРИЛЬЧИК (на переднем плане), Екатерина ЛОМАТЬ и Ольга БИЧ.

Елена Кирильчик уверена: коронавирусом можно скорее заразиться от человека, нежели от пробы, поэтому бояться здесь нечего.

— Проба вирулентна на первом этапе, когда добавляется в раствор. Если эту жидкость не пить и не разбрызгивать, все будет в порядке. Мы полностью защищены: на каждом этапе меняем перчатки, дезинфицируем поверхности, постоянно включаем ультрафиолетовые излучатели и кварцуем помещения. После рабочего дня халаты, маски, перчатки и пробирки складываем в отдельный пакет и отдаем на утилизацию.

Нужно только время 

Сергей Васюкович, директор SYNLAB, рассказывает, что лабораторию и всю работу по ПЦР перенесли в отдельное крыло здания:

— Персонал работает по собственному графику и практически не контактирует с другими сотрудниками. Один врач даже живет в гостинице поблизости, чтобы не проводить много времени в общественных местах, остальные приезжают на машине или добираются пешком. Шанс заразиться где-то вне учреждения намного выше, а нам болеть в такой ответственный период нельзя. С ПЦР работать непросто, у всех медиков в лаборатории по 20 лет стажа, мы их бережем. Чтобы любому другому квалифицированному сотруднику научиться работать с ПЦР, нужно потратить минимум полгода. 


Минздрав обратился за помощью в частные лаборатории примерно три недели назад, когда необходимость в тестировании сильно выросла. Директор уверяет, что мысли отказаться даже не возникало:

— Надо — значит, надо: мы живем в этой стране и работаем на ее благо. Это социальный проект, Минздрав предоставил только реагенты. Мы проконсультировалась с коллегами из государственных лабораторий и санитарными службами, уточнили все моменты организации работы, защиты, обработки материала. Кое-что пришлось изменить: раньше наша ПЦР-лаборатория работала с вирусами 1—2-го классов опасности в масках, перчатках и халатах, теперь же добавились респираторы, защитные экраны, дополнительная дезинфекция и кварцевание. Но плюсов гораздо больше: сейчас мы вовлечены в процесс, понимаем, с чем работаем и как. Я уверен, что система здравоохранения решит эту проблему, нужно только время. Появятся надежные автоматизированные тест-системы для лабораторий, вакцины и эффективные лекарства. А задача людей — не требовать результат сию минуту, а делать то, что просят врачи.

glushko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter