Как грамотно и спокойно подготовиться к экзаменам

Тест на вдохновение

То, что с первого взгляда кажется проще простого, часто становится причиной нервных срывов не только у выпускников, но и у родителей. Понять можно и тех и других: для ребят это фактически самый первый серьезный стресс в жизни, а мамы и папы как люди взрослые прекрасно понимают, как много в будущем зависит от нынешних оценок. Как грамотно и, самое главное, спокойно подготовиться к испытаниям, какие моменты нужно обязательно учесть?

Фото Павла Чуйко

Вдохнули-выдохнули

На рабочем столе не должно быть ничего, что бы отвлекало вас от занятий. Исключительно учебники, конспекты, тетради именно по тому предмету, который готовите (гора учебных пособий сразу по всем направлениям будет вас только лишний раз нервировать и отвлекать внимание). Комнату необходимо проветрить — это важно, поскольку для нормальной работы мозга нужен свежий, а не спертый воздух. Сегодня вся молодежь фактически живет в социальных сетях. Но на время подготовки следует ограничить общение — это отвлекает. Конечно, от интернета отказаться вообще нереально, но следует сосредоточиться на образовательных сайтах, из материалов которых вы можете почерпнуть какую-либо полезную, дополнительную информацию по предмету. 

Делу — время, потехе — час

Стоит заранее составить график занятий, причем желательно не заниматься поздно вечером, когда мозг перегружен, — материал будет усваиваться хуже. Определите четко, какие разделы вы будете повторять буквально по часам, разделив темы на равные доли по количеству дней. Кстати, если перед вами будет лежать четкий план действий, вы будете меньше волноваться. Определите порядок ответа на вопрос, причем желательно сделать это письменно (в том числе и записать краткое содержание ответа — так легче запоминается). Заниматься круглые сутки неэффективно — включите в список дел «разгрузочное» время. Оптимальный вариант — чередование 40 минут занятий и 10 минут отдыха. При этом, опять же, никаких блужданий в соцсетях, поскольку мозгу нужна разгрузка. Самое оптимальное — посмотреть в окно или послушать классическую музыку (спокойную). 

Сытое брюхо к учению глухо

Очень важный момент — никаких «перекусов» за письменным столом. Для этого есть кухня. Жевать и усваивать информацию одновременно невозможно. В этот постулат верят немногие — дескать, миллионы людей прекрасно читают, попивая кофе и перекусывая бутербродами, а то и полноценным обедом. Все так, однако тут стоит учитывать разницу между развлекательным чтением и чтением познавательным. 

За едой не рекомендуется читать то, что вам необходимо повторить в уме или запомнить. Объяснение простое. Дело в том, что организм человека, как и других живых существ, работает по одному и тому же принципу — на рефлексах. Прием пищи сопровождается определенными мозговыми процессами, среди которых самый банальный — это управление выделением желудочного сока. Но, помимо этого, при поступлении пищи в желудок происходит отток крови от мозга к желудочно-кишечному тракту. То есть приоритетной задачей для организма является переваривание пищи. А вот что действительно необходимо мозгу для полноценной и активной работы — это много жидкости. Поэтому полезно пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

Старшим на заметку 

Уже задолго до экзаменов ответственные родители порой и сами начинают паниковать и соответственно накручивают ребят. Но не оказывают ли они таким образом им медвежью услугу, поинтересовались мы у врача-психиатра, психотерапевта, психолога, директора консалтинговой компании Коучинг Центр Михаила Дернаковского. Кстати, отца четверых детей. 

— Вопрос мотивации непростой, — рассуждает специалист. — И об этом написано множество книг и проведено огромное количество исследований. Ответы в индивидуальных особенностях и детей, и родителей. Безусловно, давление на примерно 30% детей будет вызывать выраженное сопротивление. Причем именно у тех, чьи родители привыкли давить. Некоторое время такие методы действительно работают. Но по мере взросления дети учатся огрызаться и спорить. С подросткового возраста обучение и воспитание становится не столько вертикальным (когда перенимаются ценности и манера коммуникации родителей), сколько горизонтальным — когда работает авторитет сверстников (отсюда и популярность молодежных блогеров). 

Очень важным фактором является не только желание-нежелание учиться, а страх оценки. У некоторых ребят опасение быть негативно оцененным настолько сильно, что они готовы откладывать экзамены или избегать их. При этом, скорее всего, такие же проблемы были в свое время у их родителей. Но они либо не хотят это вспоминать, либо пребывают в иллюзии, что страх всегда можно преодолеть с помощью волевого усилия. А это глубокое заблуждение. И начинают на детей кричать, думая, что помогают. 

Родитель должен не давить, а поддерживать, вдохновлять. Вместо директивных указаний нужно учиться задавать ребенку открытые вопросы, слушать его и слышать, уважительно дискутировать, аккуратно пытаться переубедить, если это возможно. Именно поддержка является наиболее эффективным способом борьбы со страхами и реакциями избегания, чем давление и запугивание. Нужно периодически говорить ребенку, что вы в него верите и у него все получится. Хотя тут, видимо, должен быть баланс между поддержкой и вызовами, которыми можно попробовать, как бы зацепив за живое, замотивировать ребенка. Это особый навык, который, к слову, разработал древнегреческий философ Сократ под названием «сократовский диалог». Сейчас этот навык активно используется в менеджменте, бизнесе и спорте (называется «коучинг»), как метод недирективной и уважительной коммуникации и мотивации в процессе сопровождения к достижению какой-либо цели. 

— Не кажется ли вам, что родительская гиперопека — веяние относительно новое? Ведь раньше школьники в основном готовились к выпускным экзаменам самостоятельно и, в принципе, сдавали экзамены спокойно. 

— Всегда были родители, которые сильно опекали своих детей, и те, кто не особенно их контролировал. Это зависит от многих как внутренних, так и социальных факторов. Другое дело, что раньше в меньшей степени существовал ценностный культ успешности и самореализованности. Но общественные ценности эволюционируют вместе с человечеством, техническим прогрессом и всем миром.

— Предположим, ребенок сдал экзамены не очень хорошо. Какова должна быть нормальная реакция родителей?

— В том случае, если он сильно не переживает, можно поговорить и попробовать нащупать какие-то ценности, зацепив которые удастся в будущем его замотивировать. К явно расстроенному ребенку следует сначала проявить сочувствие и успокоить. В обоих случаях закончить беседу нужно поиском зон улучшения и того, над чем ему стоит в будущем поработать, какие выводы ему стоит сделать из этого экзамена. Дело в том, что негативная обратная связь не всегда помогает человеку понять, что именно ему нужно изменить. Пути, как действовать дальше, нужно конструктивно искать вместе. А вообще, стоит больше принимать своего ребенка, каким он есть, и верить в то, что у него все получится, несмотря ни на что. И тогда он наверняка оправдает ваши ожидания.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter