Тест на цивилизованность

Постоянно употребляемое ныне словосочетание «выстраивание отношений на рыночной основе» — вовсе не панацея. И потому, что не все отношения можно выстроить на рыночной основе. И в связи с тем, что сами рыночные отношения не гарантируют цивилизованных отношений...
Постоянно употребляемое ныне словосочетание «выстраивание отношений на рыночной основе» — вовсе не панацея. И потому, что не все отношения можно выстроить на рыночной основе. И в связи с тем, что сами рыночные отношения не гарантируют цивилизованных отношений.

Не надо быть семи пядей во лбу, для того чтобы заметить очевидное: Беларусь оказалась перед очередным судьбоносным выбором в своей недолгой национально–независимой истории. Сложилось как–то все вместе: и нефть с газом, и предвыборная ситуация в России, и «созревшая» именно к этому моменту «газпромовская» элита, готовая по команде сверху любого задушить в объятиях, а еще боевые кличи «за демократию» с берегов Потомака, нетерпимость западноевропейских партнеров, многое иное.

Беларусь из союзника России и ее равноправного партнера превратилась вдруг в нахлебника. Бывшие соратники (официального ранга) начали говорить нечто совершенно противоположное тем гимнам дружбы, которые провозглашались ранее. Политические соловьи защелкали об иных приоритетах и ценностях, достаточно вспомнить душку Жириновского. Пошли неприкрытые «накаты» на руководителей нашей страны. Что уж говорить, что репортажи российских авторов, скажем, о встрече президентов России и Армении стали подаваться с подзаголовком «Настоящий союзник» («Известия», 25 января с.г.) с логическим ударением на слове «настоящий». Ненастоящий — ясно кто.

В результате к началу 2007 года страна оказалось и перед выбором геополитических партнеров, и перед выбором своей собственной судьбы, и перед старым как мир вопросом: как быть дальше?

Без всяких натяжек можно предположить, что «почти все» зависит от той линии поведения, которую изберет Президент Лукашенко. Политологи, журналисты, просто любопытствующие же склоняются к двум альтернативным политическим проектам: либо «восточный», где предполагается очередное покаянное хождение в Каноссу, то бишь в Кремль, либо «западный», когда удастся сыграть на скепсисе западного мира к России, чем на его же любви к демократии.

Для того чтобы возобладал один из данных вариантов развития событий или же некий третий, пока неведомый нам, очень многое должно сложиться воедино: конъюнктура, возможности, политическая ловкость. Но мне не хотелось бы сегодня задерживать ваше внимание на прогнозах. Я предпочел бы ответить на иной вопрос: почему это все случилось?

Первая причина — родовая. Дело в том, что все мы — из СССР. Опыт жизни — один, политические элиты — оттуда же, связи, знакомства, язык, общая история. Все это способствовало пониманию нашей родовой близости. Отсюда известный политический курс и соответствующие реалии.

Вторая причина — наша социальная неразвитость, отсутствие культуры отношений. Как ни странно, даже междоусобица смутного времени нас ничему не научила. Казалось бы, после развала Киевской Руси, татаро–монгольской напасти, долгих усилий общества, нации по созданию централизованного государства в генетической памяти должно навеки остаться табу на межславянскую рознь. Как бы не так. Да зачем забираться так далеко, ведь даже гибель Советского Союза не стала уроком.

А потому мы можем смело говорить о причине третьей, ментальной. Просто мы такие. Что заставляет вспомнить старый анекдот времен Горбачева. Это когда пришли народы к Господу и говорят: все–то ты дал этим славянам — и нефть, и газ, и территорию, за что же нас обидел? Подумал Господь: видать, промашка вышла. И сказал он: «Зато я им дам глупых царей». Судя по всему, глупость была распределена равномерно — и на «верхи», и на «низы». Как иначе объяснить столь чудовищное неуважение к урокам истории?

Ментальность — это когда братья-славяне вначале наворотят, а потом с трагическим лицом начинают разбирать завалы. Вот и в нынешней ситуации уже видно, что потихоньку накапливается некая критическая масса непонимания. Вначале генерал Проничев, глава погранслужбы России, заявил, что «границу белорусы охраняют плохо», поэтому в Россию попадают всякие непотребные особы. ...И понеслось, покатилось. На этом фоне молодцом выглядит Пал Палыч Бородин, который во всех интервью успокаивает кипящие страсти: все, дескать, идет нормально, экономические споры не влияют на политику, не говоря уже о столь деликатной сфере, как военная. Мне представляется, что одним из тестов на развитие ситуации будет подписание блока документов о создании Единой региональной системы ПВО Союзного государства. Все уже готово к подписанию, но дата постоянно отодвигается. Если, не дай Бог, соглашение действительно заморозят, последствия будут самые печальные. И не только военные.

К этому надо добавить, что постоянно употребляемое ныне словосочетание, «выстраивание отношений на рыночной основе» — вовсе не панацея. И потому, что не все отношения можно выстроить на рыночной основе. И в связи с тем, что сами рыночные отношения не гарантируют цивилизованных отношений.

Как, допустим, строить межкультурное сотрудничество исключительно на рыночной основе? Как совершенствовать русский язык как средство межнационального общения исходя из монетаристских и прочих теорий? За стол, приехав друг к другу в гости, будем садиться, тоже перекрестившись на портреты Христенко, Кудрина и Чубайса?

Мне представляется, что нам не хватает терпимости, уважения друг к другу, собственно, всего того, что вырабатывалось цивилизацией на протяжении столетий человеческого развития. Нам проще врезать по голове, чем прислушаться к аргументам.

Но есть и еще одна проблема. Вот говорят, причем с завидным постоянством, о гражданском обществе. Не развивая эту тему, замечу: недостатки в этой сфере у нас проявляются в недостатке аргументированных альтернативных точек зрения — во–первых, попыток реализовать эти мысли цивилизованным путем — во–вторых.

Что же касается личной точки зрения, то, мне представляется, кризис в отношениях с Россией, может, и будет преодолен. Аргументы общеизвестны, повторять их нет необходимости. Если предположить обратное, то надо констатировать, что за тысячу лет мы ничему не научились.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter