Нужно ли повышать штрафы за парковку на местах для инвалидов?

Тест на совесть

Для многих людей с ограниченными возможностями автомобиль давно стал единственным способом жить самостоятельно: передвигаться на близкие и дальние расстояния, на работу, на отдых. Он позволяет доехать туда, куда на коляске, да еще и в общественном транспорте с его высокими ступеньками, порой просто не добраться. Но каково это быть инвалидом за рулем в большом городе? Вопросом, где припарковаться, минские инвалиды не должны задаваться: по нормативу, который строго выполняется, 5% от всех парковочных мест на стоянках обозначено как места для спецтранспорта. Однако зачастую увидеть там можно отнюдь не машины с ручным управлением, а самые обычные автомобили бессовестных водителей.


Только в Московском районе Минска с начала года оштрафовали более 100 водителей, которые парковались на местах для инвалидов
 
Московский район Минска, 10 утра. На парковке между торговым центром «Кiрмаш» и районным судом, как обычно, заняты почти все места. Неудивительно, что водитель Audi A6 припарковался на месте для инвалидов. Старший инспектор ОГАИ Московского района Александр Ажгирей пытается найти телефон водителя по базе, но тот нигде не оставил своих контактов. Ждем еще 10 минут и вызываем эвакуатор. Пока грузят авто, Любовь Трепашко, старший районный инспектор ДПС, обращает наше внимание на абсурдность ситуации: «Здесь двойное обозначение: есть и специальная разметка, и знак. Не заметить это сложно. Но даже если была бы только разметка, то она имела бы ту же силу, что и знак». Теперь водителя ждут штраф в размере двух базовых и квитанция за эвакуацию. В общей сложности за свою лень он заплатит около 80 рублей.


Возле торгового центра «Алми» в этом же районе утром свободно 90% парковки. Однако, на удивление, заняты два из пятнадцати мест для инвалидов. Ни на одном авто нет соответствующего знака. Пытаемся найти телефоны по базе, но на них никто не отвечает. Ажгирей отправляется к охраннику ТЦ, тот делает объявление по громкоговорителю. Инспектор вызывает эвакуатор, который вот–вот должен подъехать. В это время из магазина выходит пожилой водитель «Ауди 100», припаркованной на месте для инвалидов. Оказалось, Сергей Александрович действительно инвалид II группы. Проверив документы и дав совет все–таки установить необходимый значок на стекле, инспектор отпускает водителя.

Сергей Дроздовский имеет инвалидность, он известный в Минске борец за права людей с ограниченными возможностями. По его мнению, сегодня существует проблема с обозначением машин, за рулем которых сидят инвалиды. Не все из них хотят устанавливать рекомендуемые ГАИ таблички. Не хотят казаться опасными для других водителей, и на их стороне статистика ДТП. Однако в таких случаях, как с Сергеем Александровичем, идентификация машины была бы очень кстати. «Я давно предлагал разработать парковочную карту для инвалидов, — рассказывает Дроздовский. — Ее могли бы выдавать в службе соцзащиты. Водитель разместил бы документ под стеклом в любой машине, в которой едет».


Даже при наличии большого количества свободных мест некоторые водители все равно выбирают не предназначенное им место, ленясь пройти лишние 100 метров

В это время эвакуатор набрасывает петли на вторую припаркованную на месте для инвалидов машину — «Хендай». Как только колеса оторвались от земли, с криком «Стойте!» подбегает водитель. Продавец «Алми» в узнаваемой зеленой форме, как оказалось, сегодня работала всю ночь. В два часа после полуночи стекло в ее автомобиле повредила компания пьяных подростков. Выбежав на минуту, она отогнала машину вперед, чтобы та была на свету. Аккурат на место для инвалидов. В расстроенных чувствах Елена оплатила штраф в 42 рубля и заявила, что лучше бы мы приехали вечером: увозить пришлось бы не менее 15 машин. Инспектора берут эту информацию на заметку.


Штраф за парковку на местах, предназначенных для инвалидов, - 42 рубля
 
Елена Кулюкина сама инвалид, воспитывает сына–инвалида и ухаживает за мамой, которая также имеет проблемы со здоровьем. Минчанка добилась установки специального парковочного места в собственном дворе, однако это не решило проблемы со стоянкой их машины. «Мы ведем борьбу каждый день. К счастью, неделю назад в нашем дворе прошел рейд ГАИ, и с тех пор никто не ставит авто на наше место». Елена Александровна открывает папку, в которой собрала коллекцию фотографий нарушителей. Парковочное место хорошо видно из ее окна, и за два года, пока оно существует, подборка собралась внушительная: однажды такси стояло тут три дня, пока минчанка не вызвала эвакуатор. Елена уверена, что выход один — повышать размеры штрафов, как в Европе, вплоть до конфискации авто за повторные нарушения. Иначе изменить сознание наглых водителей практически невозможно.


Елена Кулюкина добилась установки места для инвалидов в своем дворе, но бой с нарушителями ведет каждый день. Если она не запаркует машину днем, то выход потом только один - вызывать эвакуатор

МНЕНИЕ

Ирина Потякина, директор ОО «Белорусский клуб автомототуризма»:

— Нам нужно поменять отношение к инвалидам. Когда пассажиры в метро видят, что к ним обращается человек с нарушениями речи, просто отворачиваются, думают, что у человека проблемы с психикой. Хотя он просто хотел узнать, на какой остановке ему лучше выйти. Когда инвалид по зрению переходит дорогу, он делает это медленно, а нетерпеливые водители пытаются сигналить и объехать его.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 148 (25030). Четверг, 4 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter