Нужно ли тестировать на учителя и врача

Тест на призвание

Нужно ли тестировать на учителя и врача

Чуть больше месяца осталось до очередного профессионально–психологического тестирования абитуриентов. По традиции получить добро на поступление должны будущие журналисты, юристы, дипломаты, таможенники. Но удивительный факт: все чаще о проверке на профпригодность задумываются... учителя и медики. А ведь, казалось бы, в этих сферах и так нехватка кадров, да и проблем пруд пруди, в первую очередь материальных.


Педагогов надо сориентировать


В Академии последипломного образования 8 лет внимательно изучали проблемы молодых учителей. Недавно первые итоги подвела начальник отдела социологии образования и повышения квалификации Вероника Реут. Что беспокоит начинающих педагогов? В 2006 году самыми сложными барьерами казались недостаточная методическая подготовка, несовершенство нормативно–правовой базы и однообразие форм и методов. Со временем акценты сместились в другую сторону: не хватало хорошего наставничества, да и престиж профессии терялся стремительно. А вот сегодня назрел еще один повод для дискуссий: немало учителей выступают за тестирование на профпригодность будущих коллег, мол, не каждого можно допускать к работе с детьми.


За примерами далеко ходить не надо. Совсем недавно интернет–сообщество бурно обсуждало учительницу из подмосковной школы: дала затрещину ученику, неправильно списавшему с доски формулу, в результате — у мальчика травма шеи. Другой историей поделилась с «СБ» мама минской школьницы. Учительница биологии у нее до того неуравновешенная, что у детей выработалось стойкое отвращение к предмету. А день недели, когда в расписании стоит этот урок, негласно объявлен у ребят траурным.


Впрочем, пока психологическое собеседование — лишь идея. Но если ее все же решат воплотить в жизнь, давать категорический от ворот поворот абитуриентам, не слишком склонным нести «разумное, доброе, вечное», никто не планирует. Увы, педуниверситеты — сегодня не самые востребованные учебные заведения. Как вариант, отмечают в БГПУ имени М.Танка, неплохо бы сделать акцент не на простом отборе кандидатов в педагоги, а на правильной ориентации в профессии. Возможно, кому–то лучше пойти не в математики, а в географы? Но и просто «закрывать» места, если в школах не хватает физиков или информатиков, — тоже не выход.


Врач обязан быть интеллигентом


О профессионально–психологическом собеседовании все чаще заводят разговоры и в медицинской среде. На итоговой коллегии Минздрава министр Василий Жарко недоумевал: куда это годится, если каждый четвертый молодой специалист толком не знает, чем ему предстоит заниматься на рабочем месте? А чего уж говорить о тех, кто только–только делает профессиональный выбор. Особенно если этот выбор, что называется, не по призванию, а по настоянию родителей.


Валентин Коровкин, профессор кафедры фтизиопульмонологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, подчеркивает, что существует такое понятие, как деонтология, — по сути, наука о должном, то есть как надлежит вести себя врачу по отношению к больным.


— Согласитесь, безголосого человека не примут в консерваторию, а дальтоника — в академию живописи. Так почему медицинский университет ориентируется только на определенные баллы? Здесь важен целый набор качеств. Врач должен любить людей, а не смотреть на пациента, как на врага народа. Увы, иногда создается впечатление, что доктор, нацепивший на шею стетоскоп, считает себя богом и царем. Плюс никто не отменял милосердие, которое подразумевает бескорыстие. Поэтому будущему врачу нужно понимать, что в наших реалиях он вряд ли станет богачом. А еще доктор просто обязан быть интеллигентом, в том числе разбираться в музыке, в литературе. Скажем, знаменитый Сергей Боткин, по учебникам которого я постигал медицину, прекрасно играл на виолончели. И, конечно же, врачу нужно быть вежливым человеком. Помните, как у Чехова: вежлив не тот, кто сам не прольет соус на скатерть, а тот, кто не заметит, как это сделают другие.


Специалисты уверены: понятие «врач от бога» складывается из трех компонентов — глубокие медицинские знания, медицинский характер (умение быстро принимать решения, профессионально мыслить, энергично действовать в каких–то ситуациях) и внутренняя культура человека. Но если знания можно получить благодаря усердию, а характер воспитать, то с третьим пунктом куда сложнее. Внутренняя культура дается нам от природы, закладывается в семье с генами. Как–то минской БСМП пришлось расстаться с замечательным неврологом. Никто не спорит, был суперпрофессионал, но его общение с больными регулярно оборачивалось жалобами. Впоследствии за несколько лет врач не раз поменял место работы и все по той же причине.


Валентин Коровкин не скрывает: у нас очень много высококвалифицированных врачей, в подавляющем большинстве людей душевных. Вот только нет во взаимоотношениях с пациентами того, что за рубежом называется «комплаенс». В переводе на русский это сразу три понятия — «согласие», «уступчивость» и «приязнь». Именно доктор и должен в себе их аккумулировать, стараясь понять и внутренне принять каждого своего подопечного. А будущий медик как можно раньше задаться вопросом: по плечу ли такая задача?


Советская Белоруссия №37 (24420). Среда, 26 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter