Тест на призвание

Нужно ли тестировать на учителя и врача

Нужно ли тестировать на учителя и врача

Чуть больше месяца осталось до очередного профессионально–психологического тестирования абитуриентов. По традиции получить добро на поступление должны будущие журналисты, юристы, дипломаты, таможенники. Но удивительный факт: все чаще о проверке на профпригодность задумываются... учителя и медики. А ведь, казалось бы, в этих сферах и так нехватка кадров, да и проблем пруд пруди, в первую очередь материальных.


Педагогов надо сориентировать


В Академии последипломного образования 8 лет внимательно изучали проблемы молодых учителей. Недавно первые итоги подвела начальник отдела социологии образования и повышения квалификации Вероника Реут. Что беспокоит начинающих педагогов? В 2006 году самыми сложными барьерами казались недостаточная методическая подготовка, несовершенство нормативно–правовой базы и однообразие форм и методов. Со временем акценты сместились в другую сторону: не хватало хорошего наставничества, да и престиж профессии терялся стремительно. А вот сегодня назрел еще один повод для дискуссий: немало учителей выступают за тестирование на профпригодность будущих коллег, мол, не каждого можно допускать к работе с детьми.


За примерами далеко ходить не надо. Совсем недавно интернет–сообщество бурно обсуждало учительницу из подмосковной школы: дала затрещину ученику, неправильно списавшему с доски формулу, в результате — у мальчика травма шеи. Другой историей поделилась с «СБ» мама минской школьницы. Учительница биологии у нее до того неуравновешенная, что у детей выработалось стойкое отвращение к предмету. А день недели, когда в расписании стоит этот урок, негласно объявлен у ребят траурным.


Впрочем, пока психологическое собеседование — лишь идея. Но если ее все же решат воплотить в жизнь, давать категорический от ворот поворот абитуриентам, не слишком склонным нести «разумное, доброе, вечное», никто не планирует. Увы, педуниверситеты — сегодня не самые востребованные учебные заведения. Как вариант, отмечают в БГПУ имени М.Танка, неплохо бы сделать акцент не на простом отборе кандидатов в педагоги, а на правильной ориентации в профессии. Возможно, кому–то лучше пойти не в математики, а в географы? Но и просто «закрывать» места, если в школах не хватает физиков или информатиков, — тоже не выход.


Врач обязан быть интеллигентом


О профессионально–психологическом собеседовании все чаще заводят разговоры и в медицинской среде. На итоговой коллегии Минздрава министр Василий Жарко недоумевал: куда это годится, если каждый четвертый молодой специалист толком не знает, чем ему предстоит заниматься на рабочем месте? А чего уж говорить о тех, кто только–только делает профессиональный выбор. Особенно если этот выбор, что называется, не по призванию, а по настоянию родителей.


Валентин Коровкин, профессор кафедры фтизиопульмонологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, подчеркивает, что существует такое понятие, как деонтология, — по сути, наука о должном, то есть как надлежит вести себя врачу по отношению к больным.


— Согласитесь, безголосого человека не примут в консерваторию, а дальтоника — в академию живописи. Так почему медицинский университет ориентируется только на определенные баллы? Здесь важен целый набор качеств. Врач должен любить людей, а не смотреть на пациента, как на врага народа. Увы, иногда создается впечатление, что доктор, нацепивший на шею стетоскоп, считает себя богом и царем. Плюс никто не отменял милосердие, которое подразумевает бескорыстие. Поэтому будущему врачу нужно понимать, что в наших реалиях он вряд ли станет богачом. А еще доктор просто обязан быть интеллигентом, в том числе разбираться в музыке, в литературе. Скажем, знаменитый Сергей Боткин, по учебникам которого я постигал медицину, прекрасно играл на виолончели. И, конечно же, врачу нужно быть вежливым человеком. Помните, как у Чехова: вежлив не тот, кто сам не прольет соус на скатерть, а тот, кто не заметит, как это сделают другие.


Специалисты уверены: понятие «врач от бога» складывается из трех компонентов — глубокие медицинские знания, медицинский характер (умение быстро принимать решения, профессионально мыслить, энергично действовать в каких–то ситуациях) и внутренняя культура человека. Но если знания можно получить благодаря усердию, а характер воспитать, то с третьим пунктом куда сложнее. Внутренняя культура дается нам от природы, закладывается в семье с генами. Как–то минской БСМП пришлось расстаться с замечательным неврологом. Никто не спорит, был суперпрофессионал, но его общение с больными регулярно оборачивалось жалобами. Впоследствии за несколько лет врач не раз поменял место работы и все по той же причине.


Валентин Коровкин не скрывает: у нас очень много высококвалифицированных врачей, в подавляющем большинстве людей душевных. Вот только нет во взаимоотношениях с пациентами того, что за рубежом называется «комплаенс». В переводе на русский это сразу три понятия — «согласие», «уступчивость» и «приязнь». Именно доктор и должен в себе их аккумулировать, стараясь понять и внутренне принять каждого своего подопечного. А будущий медик как можно раньше задаться вопросом: по плечу ли такая задача?


Советская Белоруссия №37 (24420). Среда, 26 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Николай Васильевич, Минск
Полностью согласен, квалифицированный врач и педагог это прежде всего особый склад характера. И хотя пишут, что доктор, например, не должен сопереживать всем своим пациентам, иначе заболеет сам, но внутренняя готовность помочь – наиглавнейший критерий. Кладовщик или штукатур – специальность, а учитель или врач – это уже все-таки призвание.
М.Т., Брестская область
Надо будущим врачам и педагогам больше стажироваться в процессе учебы. Девушки могут подрабатывать медсестрами (в какой-то из областей это, если не ошибаюсь, уже внедряют0, а парни – в бригадах скорой помощи, например… Да, трудно… учебы в медвузе – не сахар. Но имея практику, точно поймешь, правильно ты избрал стезю или нет… А тестирование – это хорошо, но поверхностно, я думаю. «Проверка на дороге» значит куда больше…
М.Толебин
Плохо, когда преподаватели торгуют на рынках… Помните, были такие времена. К счастью, они ушли в прошлое,однако и сегодня немало молодежи поступает в пединституты « по инерции», или потому что не хватило баллов на другие специальности. Да, мы рискуем еще больше сократить количество будущих учителей, но тест должен быть. Причем, самый дотошный. Потому что те, кто поступиль в педвуз случайной, все равно уйдут. Или через годы станут для школы обузой
Дмитрий
Ни в одном медуниверситете мира не набирают абитуриентов по морально-этическим качествам. Это не мешает врачам в той же германии или сша быть корректными и этичными.
Аноним
и вообще все абитуриентов нужно пропускать через профессионально–психологическое и идеологическое тестирование...
Аноним
=Врач обязан быть интеллигентом=<br />
Из письма Ленина Горькому 15.09.1919 года: "Дорогой Алексей Максимович!... я вспоминаю Вашу фразу: " "Интеллектуальные силы" народа смешивать с "силами" буржуазных интеллигентов неправильно. Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г… "Интеллектуальным силам", желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу) , мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережём"
белорус
Для хама нет ни профессии,ни должности.Потому,что он хам.
Педагог
Насчет стажировки для врачей и педагогов в процессе учебы согласна на 1000%. Если бы все прелести будущей "педагогической деятельности" вроде покраски и оклейки кабинетов, выклянчивания денег у родителей учеников на эти же кабинеты, бухгалтерские подсчеты денег на питание, уровня качества знаний и т.д. и т. п.,написания вороха абсолютно пустых бумаг( работа ради работы) и др. были известны студентам, так скажем, курса первого-второго, так они бы разбегались уже из институтов, а не изшколы, как сейчас. Вот тогда бы точно оставались только творческие личности, эдакие педагогические вампиры с горящими глазами, которым и море по колено, и горы по плечу. А то отправят после третьего курса на практику в летний лагерь, а на четвертом-пятом курсах- в школу, вот и создается ложное представление, что основным объектом твоей будущей деятельности будут дети. А придя на работу в школу, вдруг с удивлением обнаруживаешь, что дети там сейчас дело двадцать пятое, а о самом главном ты, оказывается, и не подозревал. Многие бывают разочарованы, ну сразу понятно, что не творческие личности! А сейчас же, чем больше развал в образовании, тем больше творческих личностей ему подавай!!!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?