Кем быть, подскажет программа: современные технологии помогают школьникам выбрать профессию

Тест на призвание

Определиться с будущей профессией — задача для многих школьников непростая. Сегодня есть немало вариантов — тесты, предметы по профориентации, беседы со школьным психологом, — которые должны помочь старшекласснику сделать выбор. Недавно стала доступна и достаточно новая методика, которая посредством компьютерных программ и датчиков сможет распознать, к чему на самом деле лежит душа. А профессиональный психолог поможет с этим разобраться.

Тестирование проходит Данута Чуясова, ученица 11 «А» класса СШ № 108 г. Минска.

В клубке противоречий

Эта методика — тонкое переплетение давно существующих психологических техник и компьютерных технологий, когда в основу результата ложатся психофизиологические реакции при ответах на определенные вопросы. Как это работает? Пока школьник дает ответы, прикрепленные к нему датчики улавливают все реакции: вызывает ли эмоциональный отклик та или иная специальность, есть ли интерес к этой сфере деятельности или больше тянет к чему-то другому, помогут ли определенный тип личности и темперамент в выбранной профессии. Выглядит, как настоящий детектор лжи!

— Не совсем так,
— поправляет ведущий специалист клинической лаборатории профилактической медицины Научно-практического центра гигиены психолог Сергей Толкач. — Принцип схожий, но в нашей методике фиксируется реакция на предъявляемый стимул: как ответы на вопросы соответствуют реальным внутренним ощущениям. Здесь нет правильных или неправильных ответов, но разобраться в себе это очень поможет.

Кто-то с ранних лет знает, чем он хочет заниматься большую часть своей жизни, а кто-то не может определиться до последнего, вплоть до самой подачи документов в вуз. На кого-то вообще сильно давят родители, не понимающие, почему ребенок рвется в художники, но не в юристы или программисты, ведь это так перспективно. Подросток, отвечая на вопросы, иногда даже сам себе может не признаться в таких установках. И здесь задача прибора — уловить эти противоречия между ответами и тем, что показывает аппаратура: как вдруг подскочил пульс, есть ли реакция со стороны сердечного ритма или же предложенная тема никак не взволновала. Задача психолога — соотнести реакции с ответами, дать им объяснение и увидеть, что реально чувствует подросток, как это сходится (или расходится) с его истинными внутренними ощущениями.

Могу ли я? Хочу ли я?

…В кабинет Сергея Толкача пришли два ученика выпускного 11-го класса — Ян Селюк и Данута Чуясова. Психолог вводит в курс дела, как работает устройство, за что отвечают те или иные датчики. Опросник стандартный: за основу взят тест Голланда на профориентацию, многие школьники могли о нем и слышать. Это 240 простых вопросов, на которые надо отвечать либо «да», либо «нет». В результате можно подобрать профессии, наиболее подходящие психотипу. Но весь фокус не в самом опроснике, а в надстройке над ним. Прибор отслеживает физиологические реакции. К примеру, когда человеку тема интересна, он и внутренне на нее откликается. Тут учитывается все, вплоть до того, быстро ли он ответил на вопрос или на некоторое время задумался, с силой ли нажал на выбранный вариант… А значит, в итоге можно сделать вывод, интересна ли школьнику та сфера, о которой шла речь, или же нет. А потом еще и темпинг-тест, который покажет силу нервной системы, ее подвижность и устойчивость. Тоже немаловажный фактор для многих профессий. 

— Устройство в это время помогает увидеть то, что мы не говорим даже сами себе, — объясняет Сергей Толкач. — Можно понять, где роль играет общественное мнение, где — престиж профессии, где — взгляды родителей…

Все это занимает около 1—1,5 часа. Пока Данута проходит свой тест, Ян делится с нами планами на будущее. С профессией он определился уже давно: хочет быть системным администратором, как папа.

— А потом хотел бы получить специальность, связанную с робототехникой, — говорит Ян. — С детства люблю компьютеры, есть интерес и к инженерии.

Что же показало тестирование? Превалирует исследовательский тип личности, Ян ориентирован на результат, среди профессий в первую очередь компьютерная оценка, программирование и другие сложные виды деятельности. Не подойдет долгая и монотонная работа, нужно переключать виды деятельности, работать в условиях многозадачности — тоже вряд ли. И еще много графиков, схем, сложных компьютерных вычислений, с которыми работает психолог и параллельно ведет разговор с без пяти минут выпускником. Ян согласен: результаты тестирования очень точны, многое стало поводом задуматься.

У Дануты с тестированием все оказалось сложнее. Еще перед началом девушка призналась: с выбором профессии ей сложно определиться, а ведь уже близится ЦТ…

— Я хотела поступить на криминалиста в Академию МВД, — рассказывает Данута. — Но не прохожу по состоянию здоровья. Может быть, на историка? Или учителя?

Сергей Толкач успокаивает: есть тип людей, которые не могут сосредоточиться на далеко идущей цели, не добившись ближайшей. Условно выбор будет даваться легче, когда решится главная, актуальная на данный момент задача — сдать ЦТ. Эти колебания девушки очень четко уловил прибор, а психолог позже еще долго с ней беседовал. Главная рекомендация сейчас — прийти с мамой ближе к ЦТ или же когда и вовсе все будет сдано, чтобы еще раз обсудить полученные от устройства данные и снова пообщаться с психологом.

Конечно, прибор не назовет конкретную профессию. Но покажет доминирующие типы личности, по которым уже будет дан перечень сфер и круг специальностей, где школьник сможет себя реализовать. Однако результаты такого тестирования сами по себе мало что значат без вдумчивого и откровенного разговора с психологом, который поможет с одним из главных выборов в жизни.

savitskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter