Тест на нестандартные подходы

Его проходят  суды  при  реализации  Декрета  Президента  Республики  Беларусь   №  18  «О  дополнительных  мерах  государственной  защиты  детей  в  неблагополучных  семьях»

Его проходят  суды  при  реализации  Декрета  Президента  Республики  Беларусь     18  «О  дополнительных  мерах  государственной  защиты  детей  в  неблагополучных  семьях»

 

 

В последнее время в редакцию то и дело поступали тревожные сигналы. Порой родители, постановлениями суда уполномоченные  возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, не спешат это делать. Доходит даже до того, что их с помощью милиции доставляют в орган, ведающий трудоустройством, определяют на работу, и все равно горе-отцы демонстративно отказываются трудиться, зарабатывать деньги, которые в дальнейшем будут направлены на возмещение расходов на содержание детей. А руководители предприятий и организаций готовы вносить деньги в пользу детей, только бы им не навязывали в качестве работников тех, в отношении кого применяется президентский декрет, так как они разлагающе воздействуют на коллектив.

Что это? Правовой тупик, из которого невозможно найти выход? Обычные уловки далеко не лучших представителей нашего общества? Как найти подход к таким вот отказникам, вообще к нерадивым отцам и матерям, в отношении каждого из которых комиссия по делам несовершеннолетних приняла решение об отобрании ребенка, и последний помещен на государственное обеспечение? 

 Ответ на эти и другие вопросы могло дать совместное заседание Президиума Верховного суда и коллегии Министерства юстиции с участием представителей других ведомств, также ответственных за выполнение Декрета Президента Республики Беларусь № 18. Его нормы, как известно, определяют основания и порядок взыскания средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, с родителей, уклоняющихся от их воспитания и содержания.  

Накануне Верховный суд и Министерство юстиции изучили практику применения судами Беларуси положений Декрета № 18. Этот анализ показал, что действия судов, органов внутренних дел и государственной службы занятости недостаточно согласованы, а меры, принимаемые по трудоустройству обязанных лиц, не всегда эффективны, не позволяют  обеспечить полное исполнение выносимых судами постановлений о взыскании средств, затраченных государством на содержание детей. 

Руководители Верховного суда признались: еще до принятия декрета они поняли, насколько сложным для исполнения он будет, потребует нестандартных подходов и такого же мышления. Именно на это и обращалось внимание председателей судов. Они предупреждались о недопустимости формальных, стереотипных подходов к решению проблем, встающих в связи с реализацией Декрета Президента № 18. Увы, констатировалось на совместном заседании, многие благополучно «проспали» этот период и сейчас пожинают неутешительные результаты. 

Другие увлеклись привлечением должников к уголовной ответственности за уклонение от оплаты алиментов и средств на содержание вместо принятия мер по трудоустройству и реальному возмещению затраченных сред­ств. За неполный первый квартал с.г. (заседание проходило 28 марта) по ст. 174 Уголовного кодекса («Уклонение родителей от содержания детей») суды Брестской области направили для возбуждения уголовных дел более 200 материалов, суды Гродненской и Могилевской областей – по 167 материалов. А вот в суды Ленинского, Московского, Октябрьского районов Минска  не поступило ни одного уголовного дела, возбужденного в этом году в связи с уклонением родителей от содержания детей. Суды Заводского и Первомайского районов столицы имеют в активе только по одному такому делу. Пятнадцать судов Минской области в этом году вообще не направили ни одного представления на возбуждение уголовного дела. В то же время суд Молодечненского района и г. Молодечно только за март направил шесть представлений на лиц, уклоняющихся от возмещения расходов на содержание детей. Находящийся в полесской глубинке суд Ганцевичского района потребовал возбуждения уголовных дел в отношении 6 человек, уклоняющихся от возмещения ущерба, и еще в отношении четырех, обязанных к уплате алиментов. 

Дает о себе знать пресловутый формальный подход к работе в данном направлении. Так, по 143 представлениям, зачастую наспех подготовленным судами Витебской области, органы внутренних дел возбудили лишь 50 уголовных дел. Лишь треть представлений суда Оршанского района и г. Орши нашли свое подтверждение в органах дознания. 

— Если мы сделаем элементарные подсчеты, — констатировал первый заместитель председателя Верховного суда Александр Федорцов, — то получится, что в нынешнем году мы выходим на цифры, ненамного отличающиеся от прошлогодних, когда к уголовной ответственности по ст. 174 было привлечено 8400 человек. 

В регионах, сделал вывод Александр Адамович, нет глубокого и полного понимания значимости задач по реализации Декрета №18. Не изучаются новые формы работы с обязанными лицами и должниками. Не анализируются эффективность применяемых мер воздействия, причины неисполнения судебных решений. 

Конечно, трудно взывать к совести представителей данного контингента. Хотя и среди них не все пропащие люди. Подтверждением тому такой факт: только за минувший год 200 человек были восстановлены в родительских правах. 

Серьезную проблему создают лица, освобождающиеся из мест лишения свободы. Это в основном контингент, в отношении которого судам придется реализовывать требования Декрета Президента №18. И с ними придется работать. Не без трудностей, но находить индивидуальный подход к каждому. 

Крупицы ценного опыта в некоторых судах уже накоплены. Например, много чего поучительного (банк данных на каждого должника, координация усилий с местной исполнительной властью и т. д.) накопил суд Центрального района г. Минска. А вот суд Солигорского района и
г. Солигорска стал координатором всей кропотливой работы в своем регионе по выполнению Декрета № 18 и не имеет случаев отказа в трудоустройстве обязанных лиц. Такая инициатива нашла понимание и поддержку и председателя Верховного суда Валентина Сукало. А министр юстиции Виктор Голованов предложил изучить опыт работы солигорцев и довести его до других судов. 

— И дальше, как сейчас, — предостерег Валентин Олегович, —  отчитываться о 20 процентах исполненных судебных постановлений, связанных с реализацией Декрета № 18, не получится. Это должны уяснить все работники судов. Они должны быть людьми неравнодушными, находить нестандартные подходы. На таких делах должны специализироваться лучшие судьи, лучшие судебные исполнители. Если же мы будем уповать лишь на традиционные формы работы, ничего у нас путного с реализацией Декрета не получится. 

Как известно, в каждой стране есть нерадивые родители, которые не желают заботиться о своих детях. Республика Беларусь первой из стран СНГ целена­правленно и комплексно взялась за решение этой архисложной задачи. Проблем возникает множество, в том числе и самых неожиданных. Требуется немало  сил и терпения, чтобы их решать в пользу маленьких граждан нашей страны. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter