Корреспондент «СВ» проверил в горах белорусские армейские ботинки и узнал много нового об отрасли товаров для военных

Тест-драйв в стиле спецназа

Корреспондент «СВ» проверил в горах белорусские армейские ботинки и узнал много нового об отрасли товаров для военных.


Наш корреспондент нашел такие же сапоги, как у белорусского спецназа (на фото слева).
В горном походе они выручали не раз.


КРУТЫЕ ПЕРЦЫ НОСЯТ БЕРЦЫ


В отпуск! В горы. Любая обувь там после одного сезона выглядит так, будто ее пропустили через мясорубку. А что если попробовать армейские берцы? В интернете увидел яркую рекламу сапог армий стран НАТО. В них все замечательно, кроме цены, – пятнадцать тысяч российских рублей за пару... Тут же предлагали китайские копии за три тысячи. Решил: зачем переплачивать? Курьер приехал быстро и показал натовские аналоги. Сразу насторожил резкий химический запах. При ближайшем рассмотрении стало ясно – продукт мусорный. Горный поход не выдержит, и комфорт на жаре около сорока градусов не обеспечит. Хватит мудрить – надо идти в родной военторг.

Походив по московским магазинам товаров для военных, крайне удивился: здесь правит бал продукция из Беларуси. Ее около половины. Куча интересных моделей с хорошим дизайном. Примерял больше часа, довел продавщицу до белого каления.

Привлекли внимание белорусские «облегченные берцы». Цена – чуть более трех тысяч российских рублей. Эту обувь тестировали в пустыне и джунглях. Давали ребятам из Французского иностранного легиона. Отзывы восторженные – на жаре ноги не сгорают, потому что велюр «дышит». Подразделение по борьбе с терроризмом МВД Беларуси «Алмаз» также их нахваливало.

Особенность в том, что это не обычные солдатские сапоги, а гибрид военной и спортивной обуви. Но чужие восторги меня не сильно впечатлили – придется проверять самому.

ПО СКАЛЕ, КАК ПО БУЛЬВАРУ


И вот шагаю по хребту – высота более трех тысяч метров. Красота! Периодически поглядываю – не развалятся ли? Сменки-то нет.

Первое, что понравилось, – ботинки очень легкие, несмотря на немалый размер. Второе – двухслойная подошва, которая наплавлялась новым методом прямо на ботинок. Отодрать сложно. Нижний слой с жестким рисунком, верхний – мягкий и пружинистый. Острые камни просто не чувствовались, а протектор много раз уберегал от скатывания по склону. Кроме того, широкая подошва спасала от неправильного сгиба в области лодыжки и травм ступни.

Велюр – очень крепкий, можно не бояться колючек, змей и насекомых. В черных сапогах на палящем солнце, конечно, было жарко. Но острого желания снять их не возникало.

Напоследок проверил на бегу по пересеченной местности. Все стерпели. Единственная претензия – к шнуркам. На них собирались колючки. Когда все отодрал – распушились.

Спускался с гор живой, довольный и при этом выглядел модно. Все спрашивали: где взял?

Для себя открыл лайфхак: военная обувь может быть неплохой альтернативой обычным ботинкам. Это будет дешевле, в магазинах мужская обувь стоит в среднем пять-семь тысяч российских рублей. Вот только она разваливается через пару сезонов, а берцы – неубиваемые.

ЗАМАХНЕМСЯ НА ОБОРОНЗАКАЗ!


В сфере военной обуви крупных игроков немного – это российские «Бутекс.ру» и «Фарадей», белорусский Garsing.

На звание союзной марки претендует именно «Бутекс.ру».

– Предприятие, чей головной офис в Москве, работает с Беларусью уже пятнадцать лет, – рассказал представитель компании в Минске Юрий Кульша. – Кожу мы используем российскую и белорусскую.

Это хороший пример кооперации между двумя странами. Продукция продается и в Беларуси, и в России. При этом ее не позиционируют как чисто военную. Нравится она охотникам, рыбакам, тем, кто любит путешествовать.

– Есть проблема, которую необходимо решить в рамках Союзного государства и

ЕАЭС, – поделился Юрий Кульша. – Например, мы участвовали в одном из тендеров и нам отказали на том основании, что обувь выпущена в Беларуси. Но если мы союзники, подобных препон быть не должно.

Что касается компании Garsing, то она смогла выиграть несколько тендеров в России, но совсем небольших – на поставку обуви в отдельные спецподразделения. Замахнуться на «глобальный» заказ Минобороны России пока не позволяют производственные мощности. В компании не скрывают, что раздумывают о выходе на новый уровень.

В рамках Евразийского экономического союза идут обсуждения, что взаимный доступ к гособоронзаказу нужно открывать полностью. Это дело ближайших лет.

МОДНИКИ ТАНКОВОГО БИАТЛОНА


Как белорусы попали на армейский рынок.


По сравнению с российским рынок Беларуси небольшой, и сюда конкуренты особо не рвутся, поэтому местные производители занимают его львиную долю. Они также предлагают клиентам разные виды военной, охотничьей, туристической одежды и экипировки. В отсутствии большого числа конкурентов эти компании двадцать лет назад довольно быстро вошли на российский рынок, да так там и остались. Сейчас подспорье – то, что в Союзном государстве отсутствует граница и можно спокойно возить товар в регионы России.

История успеха началась в середине 1990-х. Тогда в СНГ был разгар всевозможных локальных конфликтов. Офицеры, собираясь в места боевых действий, нередко покупали себе сами некоторые виды снаряжения. Но в то время был дефицит такой продукции. Поэтому, когда появились армейские ботинки, они стали хитом продаж. В августе вся команда, которая приезжала в Россию на Танковый биатлон, была обута именно в эти берцы.

В ОЧЕРЕДЬ – ЗА «КАЛАШНИКОВЫМ»


Знаменитый на весь мир производитель автоматов презентовал свою марку одежды.


– Все крупнейшие оружейные компании планеты имеют собственные линейки экипировки. Мы запустили бренд под названием Baikal. Для России – это уникальный опыт, – сказал гендиректор концерна «Калашников» Алексей Криворучко.

Одежда создавалась с применением военных и гражданских технологий. Тестировалась – от Поволжья до Крайнего Севера.

Николай АЛЕКСЕЕВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter