Тест для кадров

Президент распорядился принять дополнительные меры по социальной поддержке преподавателей вузов
Президент распорядился принять дополнительные меры по социальной поддержке преподавателей вузов

Это решение Александр Лукашенко принял по итогам вчерашнего совещания с членами республиканского совета ректоров высших учебных заведений. Мероприятие традиционное. Пожалуй, ни одно системное нововведение в образовательной сфере не проходило без обсуждения с руководителями учебных заведений. Вопросы формирования правил приема, оценочной шкалы знаний, структуры высшей школы и многие другие прошли шлифовку в совете ректоров. И ценность этого совещательного органа прежде всего в том, что у каждого ученого мужа есть собственная точка зрения. В их, говоря по–научному, синтезе и рождались наиболее взвешенные решения.

Председатель совета ректоров — руководитель Белорусского государственного экономического университета Владимир Шимов в своем докладе обозначил несколько проблемных мест высшей школы. Но так или иначе все они сводились к одному — недостаточному уровню соцзащиты преподавателей. Ректор говорил о старении кадров, о слабом притоке молодежи, о невысоком проценте защиты диссертаций... Отчасти это объяснимо ужесточением требований к научным работам. Но справедлива и мысль, высказанная ректором Белгосуниверситета Василием Стражевым. Он рассказал, что выпускники лучшего, даже по мировым меркам, факультета прикладной математики БГУ, получив диплом, сразу вполне могут найти себе работу на тысячу долларов. Поэтому мало кто остается на преподавательской работе в силу материальных соображений.

Конечно, по тысяче долларов платить каждому новоиспеченному выпускнику вуза, увы, невозможно. Но с тем, что система материального стимулирования труда нуждается в совершенствовании, Президент согласился. При этом он напомнил опыт существенного повышения заработков некоторым категориям врачей, которые выполняют особо сложную работу. В любом деле есть своя элита, войти в которую должен стремиться каждый талантливый специалист. Поэтому и в сфере образования необходимо разработать справедливые критерии оплаты труда профессоров и преподавателей, которые будут стимулировать педагогов постоянно повышать свой уровень.

По ходу совещания Президент обратил внимание и на некоторые другие аспекты функционирования высшей школы. Например, тестовая система оценки знаний абитуриентов помогла решить немало проблем. В том числе устранила основы для коррупции. Однако со стороны общества, подчеркнул Александр Лукашенко, звучат и критические замечания — тесты дают лишь механическую оценку и не позволяют видеть человека, логику его суждений. Есть жалобы и на завышенную сложность заданий. Поэтому Президент поручил Министерству образования еще раз вернуться к анализу содержания тестовых заданий и системы оценки результатов тестирования. А заодно четко увязать между собой сроки выпускных экзаменов в школах, тестирования и приема документов в вузы.

Несмотря на то что совет ректоров призван больше обращать внимания на проблемы высшей школы, во время совещания Президент затронул вопросы, которые касаются и других уровней образования. Опять же со стороны общественности иной раз звучат сигналы о сложности школьных программ. «Многие родители меня информируют о том, что невозможно учиться в школе. Ребенок превратился в придаток компьютера, — отметил Александр Лукашенко. — Когда я задаю вопрос, то получаю ответ: все нормально. Из общества получаю сигналы, что ненормально. Меня это настораживает». Отсюда и задача: если ситуация действительно сложная, программы необходимо пересмотреть. Причем сделать это оперативно, пока проблема не ушла вглубь. А вот еще один перекос: Президент отметил, что в некоторых гимназиях на белорусский язык отводится всего час в неделю, а на английский — шесть. «Английский язык надо знать, но надо знать и родной язык», — резонно заметил Александр Лукашенко. А заодно порекомендовал проанализировать подходы к организации второго уровня образования. «Не нужно искусственно формировать процессы интеграции среднего специального и высшего образования, — убежден Президент. — Превращать техникумы и колледжи в промежуточную ступень к вузу. Пусть лучше они достойно выполняют свою главную функцию подготовки специалистов среднего звена».

Особая сфера — формирование тесной связки образование — наука — производство. Здесь предложена интересная идея создания на базе БГУИР первого образовательно–научно–инновационного комплекса. Соответствующие предложения Президент распорядился внести также в I квартале будущего года. Возможно, этот проект станет пилотным для дальнейшего разумного совершенствования модели высшей школы. При этом главная стратегическая линия остается неизменной. «Я всегда очень осторожно отношусь к предложениям по реформированию в области образования», — обозначил ее Президент. Слишком тонкая сфера для опрометчивых решений.

Во время совещания прозвучал и ряд других предложений. Александр Лукашенко распорядился внимательно отнестись ко всем: обобщить, проанализировать и наиболее интересные идеи принять к реализации.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter