В Минске открылась новая театральная сцена

Теснота — друг молодежи

Кто-то сейчас зажимает пояса, перебирает в сторонке коллекционные пятачки, переходит на “вегетарианское” меню, сворачивает амбициозные проекты, а Белорусский государственный молодежный театр открывает новую сцену — Малую — и выпускает на ней премьеру социальной трагикомедии “Саша, вынеси мусор” по пьесе современного украинского драматурга Натальи Ворожбит. Прекрасный пример частного сопротивления прозе жизни, экономическим неурядицам, нашему извечному нытью. Взять и сделать.



Давно не видел такого ажиотажа перед премьерой. Может, что-то похожее происходило на “Шабанах” в Купаловском театре. Дыша в затылок друг другу, смиренно спускается по узенькой лестнице Молодежного театра куда-то в тесное подвальное помещение убеленная сединами театральная профессура, зубастые критики, которых на иной фестиваль и бесплатными харчами не заманишь, изящные завлиты, вечно молодые студентки Академии искусств. Все дело в имени режиссера: пьесу поставил известный актер и драматург Дмитрий Богославский. Главная надежда наших интеллектуалов. Трендсеттер и пересмешник.

На Малой сцене действительно тесновато. Под нее в театре отвели пространство на подземном этаже, там, где расположены складские помещения. Но ведь не это главное. Камерную сцену в Купаловском театре вообще открыли в репетиционном зале, и народ туда просто валом валит. Говорят, подумывают о малой сцене и в Театре юного зрителя.

— Площадка рассчитана на 30—35 мест, — поясняет концепцию заместитель генерального директора Молодежного театра Елена Перовская. — Пока она создавалась именно под этот спектакль. Инициатива пришла от Дмитрия Богославского и актеров. Надежд и идей, связанных с этой сценой, много. Посмотрим, какие будут отзывы и отклики. Пока общее мнение — премьера, скорее, получилась. В ней все сошлось.



...Могу предположить, чем пьеса “Саша, вынеси мусор” приглянулась режиссеру. Автору популярных психологических драм “Любовь людей” и “Тихий шорох уходящих шагов”. 

В драме Натальи Ворожбит нет кокетства и эпатажа, зато есть определенная искренность, нерв, правда характеров. Всего три героя. Их играют Любовь Пукита, Наталья Онищенко и Александр Пашкевич. Распад семьи и распад страны. Драматичные картины из жизни современной Украины. Реальное и воображаемое. Быт и потусторонний мир. Живые и мертвые. Разговоры с призраками и выяснение отношений с домочадцами. У Ворожбит много чего намешано, но это вполне съедобное месиво. И, конечно, это очень женская пьеса. В хорошем смысле. Автору жалко своих героев, он им сопереживает. Для него они не подопытные кролики, не насекомые, а близкие люди, родственники или соседи. Сочувствие своим героям — редкая эмоция у современных авторов.

А от зрителя тут тоже требуется лишь малость — сотворчество. И тогда этот спектакль, который, выражаясь словами героя фильма “Белые росы”, “показывает фигу смерти”, заживет своей жизнью и задышит. Пьеса “Саша, вынеси мусор” адресована не случайному зрителю, который до Малой сцены Молодежного театра, пожалуй, и не доберется. А тому, кто хочет понять, что же происходит сегодня с нами. Для кого жизнь не ограничивается сюжетом в программе новостей или блогом в интернете. Авторы спектакля предлагают копнуть чуть глубже, увидеть чуть дальше.

Трио актеров легко и органично существует в материале. Наталья Онищенко и Александр Пашкевич (Аркадина и доктор Дорн из скандального спектакля “Чехов. Комедия. Чайка” Искандера Сакаева, который, несмотря ни на что, продолжает идти в Молодежном театре) насыщают своих героев живыми эмоциональными реакциями. Любовь Пукита (горничная из той же “Чайки”) играет свою Оксану как запутавшуюся, но не отчаявшуюся молодую женщину. В ней подкупают какая-то несуетность и игривый огонек в глазах.

Спектакль настраивает на принятие своего жребия, каким бы он ни был. А начать можно с малого: действительно вынести мусор, прибрать жилище, приготовить вкусный ужин, сказать несколько добрых слов своим близким, пока они находятся рядом.

Я не преминул спросить и самого режиссера: что варилось в его “котелке” во время работы над этим спектаклем?

— Дмитрий, почему вы решили ставить украинскую пьесу “Саша, вынеси мусор”? Важен ли для вас ее контекст — в ней находят отражение недавние события на юго-востоке Украины — или вы выходите на уровень обобщения?

— Конечно, контекст важен, без ощущения сегодняшнего дня, его анализа невозможно что-то делать. Но дело в другом — насколько мы должны акцентировать те или иные моменты нашей жизни, в какую сторону направлять фокус зрительского внимания. Война здесь служит очень сильным обстоятельством, неким катализатором взаимоотношений в данной семье. 

И я считаю, что мы должны были принести это ощущение глобального через частное. В этом сила данной пьесы.

— Это ваша первая режиссерская работа?

— Наверное, ее действительно можно считать первой, ведь после окончания академии режиссурой я не занимался. Были какие-то читки, маленький детский спектакль в частном театре, но работ такого толка не было.

— Расскажите об актерском ансамбле. Легко ли актеры подчинялись своему недавнему коллеге?

— Я не просил у театра именно этого распределения ролей, мы пошли другим путем. Сначала я раздал пьесу артистам, которых видел в этих ролях, попросил прочитать ее, поинтересовался их мнением об этом материале, получил согласие и только после этого пришел с готовым распределением в театр. Для меня важен момент личного желания, личного участия — это очень объединяет. Артисты сами приносили элементы костюмов, ломали голову над составом теста, которое фигурирует в спектакле (чтобы оно было и не сильно тягучим, и не ломким), подбирали рингтоны для звонков мобильных...

На репетициях я не старался занимать режиссерскую “позицию сверху”, поэтому, без преувеличения, получилась командная работа. И за это всем большое спасибо!

— Чья идея открыть в Молодежном театре Малую сцену? Значит ли это, что молодая драматургия получила еще одну экспериментальную площадку в Минске?

— Окончательный статус этой площадки пока не определен, поэтому мне не хотелось бы раскрывать некоторые секреты. Важно, что театр начинает обживать, осваивать другие пространства. Ему уже мало сцены или ему уже не нужна сцена, если хотите. Я не претендую на какое-то новаторство, я говорю только о тех закономерных процессах, которые происходят. Чем больше таких кластеров будет у нас появляться, тем лучше.


pepel@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter