Выдержат ли натиск полноценной глобальной конкуренции наши именитые компании

Теряющееся поколение

Новое поколение выбирает рepsi… Или не пепси. Но что-нибудь на латинице. «Буратино» давно превратился в «дрова», «Дюшес» сморщился, «Байкал» засох… Поколение next все больше подпадает под обаяние международных брендов. Тенденция чувствуется и по личным ощущениям, и по цифрам Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд», которая провела социологическое исследование «Молодежный бренд — 2017». И результаты изысканий тревожные.


Нет, с потребителями «30 минус», их вкусами и предпочтениями все в порядке. Наоборот, сквозят рационализм и прагматизм, которые и способны «убить» белорусские торговые марки. Все чаще они перемещаются в хвост топовых списков. А ведь участники опроса не сегодня завтра станут самыми платежеспособными и активными. И сливки с их кошельков будут снимать корпорации — владельцы международных торговых марок. Даже если локализовали их выпуск в нашей стране.

С этим у зарубежных производителей все в порядке. Тренды устойчивые и определенные. Революции не произойдет, но зарубежные бренды неуклонно вытесняют национальные. Какой-нибудь седовласый директор местного «розлива» обязательно сошлется на низкие цены «транснационалов», агрессивную рекламу, мерчендайзинг, акции… Оправдание из прошлого века. Социологический опрос разбивает эти доводы в пух и прах. Молодежь стремится приобретать не самые дешевые товары. И качество анализирует. Почти никто не готов покупать контрафактные продукты питания, биологические добавки, парфюмерию, автозапчасти. Зато около половины спокойно пользуются нелицензионным ПО и без зазрения совести приобретают подделки обуви и одежды, если они не сильно отличаются от оригинала.

Все-таки безопасность потребления стоит не на самом последнем месте у молодежи. К сожалению, не все, но львиная доля наших производителей как-то упустили, что мир и потребитель изменились. Кардинально. И не где-нибудь в США или ЕС, а вокруг предприятия. И стратегия «ностальжи» уже неэффективна. Табун некогда выигрышных коньков из разряда «тот самый вкус», «конфета из детства» уже постарел вместе с потребителями. Самые молодые, кто четко помнит советские вкусы, готовятся встретить сорокалетний юбилей. А многие уже на пенсии. И свои воспоминания не могут, как в 1990-х — начале 2000-х, подкреплять рублем. Проблема даже не в покупательной способности. Во второй половине жизни человека, увы, преследует слишком много медицинских ограничений. Они-то и убивают его потребительскую активность. Далеко не все можно, а если и дозволяется — в скромных количествах.

Боже упаси списывать с маркетинговых весов людей зрелых и пожилых. Но основой продаж всегда являлись люди помоложе. А эту категорию покупателей родные производители незаметно теряют. На своей территории. Где уж надеяться на завоевания на чужих просторах. Там тоже придется иметь дело с теми же международными марками.

«БелБренд» признается: из своего исследования секрета не делает. Рассылает его результаты и в министерства, и своим партнерам. Кто эти друзья ассоциации? По некоторому замешательству в рядах ее представителей логично предположить: все те же транснациональные корпорации. Если есть «белорусы», то не в основной массе. Пугающе: выводы из тенденций делать еще не совсем научились. В критической массе, чтобы достойно конкурировать в интеллектуальной области маркетинга.

Одно радует: все первые позиции по молочке и мясным продуктам остаются за «нашими». Пока. Ибо никто из крупных международных игроков толком на наш рынок еще не выходил. Но уже в дверь стучатся: в магазинах все чаще попадается импорт. Значит, почву пробными продажами прощупывают. Выдержат ли натиск полноценной глобальной конкуренции наши именитые компании? И какой процент? Ведь еще не так давно, на моей памяти, и нашей газировке не было равных. Но за каких-то 10—15 лет ее лидерство испарилось углекислым газом.

volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter