Теряя шансы на титул...

Когда в борьбе за чемпионский титул вам мешают технические неполадки с машиной, некорректные или агрессивные действия соперников - это одно. А вот если в этой борьбе вы вредите себе сами, допуская ошибки на старте или в пилотировании, то это совсем другое.
Когда в борьбе за чемпионский титул вам мешают технические неполадки с машиной, некорректные или агрессивные действия соперников - это одно. А вот если в этой борьбе вы вредите себе сами, допуская ошибки на старте или в пилотировании, то это совсем другое. В первом случае мы склонны относить эти помехи к объективным, независящим от вас. А вот во втором - налицо явная субъективность. В нашем конкретном случае - это человеческий фактор. 

На Гран-при Японии Льюис Гамильтон, находясь на "грязной" и к тому же еще влажной после утреннего дождя стороне трассы, в Сузуке откровенно неудачно стартовал. В итоге из первого поворота британский чемпион вышел не вторым, как он был на стартовой решетке, а восьмым. И вся его дальнейшая гонка, потеряв шансы стать победоносной, имела лишь одну цель: минимизировать отставание от Нико Росберга. 

Нико Росберг - легко сохранил свое лидерство от старта до финиша ГП Японии

По правде сказать, даже симпатизируя слегка Льюису, я не скрываю, что мне по душе именно такие его ошибки. После них он преображается и показывает свой исключительный гоночный талант, пробиваясь сквозь пелотон наверх, к ступенькам подиума. Куда сумрачнее и безвкуснее выглядят его гонки, которые он начинает с поул-позишен и затем лидирует до самого финиша, не имея возможности показать ни классных обгонов, ни прессинга преследования. Конечно, статистики поспорят со мной, говоря, что в итоге все забывается и лишь цифры и достигнутые результаты являются мерилом таланта пилота. Но я предпочту остаться при своем мнении. Взять хотя бы того же легендарного Михаэля Шумахера. Отдавая ему дань за его 7 чемпионских титулов, тем не менее вспоминаются не его однообразные победы (без обгонов) в эпоху 2002 - 2004 годов, а его подвиги и прорывы, в том числе и под дождем, за которые Шуми в свое время долго называли "человеком дождя". 

Кстати сказать, я что-то не припомню, чтобы Льюис хоть однажды жаловался на поведение "круговых". Особенно контрастно его спокойное молчание по этому поводу смотрелось в Сузуке, где Феттель и Ферстаппен просто оборвали телефон, жалуясь соответственно командным мостикам "Феррари" и "Ред Булл", что их не хотят пропускать аутсайдеры, отстающие на круг. Не скажу, что по отношению к Льюису "круговые" как-то вели себя по-другому, чем по отношению к Себастьяну или Максу. И не будем искать каких-то внутренних заговоров соперников против именно немца и голландца. Просто Гамильтон умудрялся пилотировать так, что аутсайдеры ему не мешали. Единственным, кто действительно демонстративно не захотел пускать вперед себя Гамильтона, был Ферстаппен. Но это отдельная история, требующая более детального рассмотрения.

До каких пор Максу все будет сходить с рук?

Этот вопрос рискует стать риторическим, если стюарды по-прежнему будут игнорировать проблему и вести себя, следуя какой-то своей странной логике. Якобы во имя оживления действий на трассе и ради более интересного спектакля и зрелищ для публики опасные действия Макса Ферстаппена даже не берутся в рассмотрение теми, кто призван быть беспристрастными судьями в этих гонках.

Макс Ферстаппен - любимчик Фортуны и дерзкий хулиган на трассе 

После весьма спорной роли "простого свидетеля" аварии Феттеля и Росберга в Малайзии, где не без участия голландца Себастьян подпрыгнул на поребриках первого поворота и въехал в заднее колесо Росбергу, Макс не преминул отличиться и в Сузуке. Правда, на этот раз случившийся инцидент был не в начале гонки, как на Сепанге или в Спа-Франкошаме, а за круг до окончания Гран-при Японии. Но на то были свои причины. Дебютанту команды "Ред Булл" снова (уже в который раз!) сильно повезло. Льюис провалился на старте, и Ферстаппен пристроился в хвост Нико Росбергу, чтобы отправиться в долгий путь за очередной наградой на подиуме. 

Скорость его болида в этот день позволяла держаться почти в темпе "Мерседес" и уж, во всяком случае, не подпускать к себе "Феррари". И все бы прошло до конца самой гонки чисто и без надобности бороться за место под солнцем, если бы Льюис не сумел продраться, как сквозь густые заросли кустарников, через неуступчивых конкурентов и догнать голландца. 

Льюис Хэмильтон в Сузуке ограничил себя от общения с прессой

Несколько раз пытаясь начать атаку на Макса на стартовой прямой при помощи DRS, британец так и не сумел реализовать свой замысел. Слишком уж быстро разгонялся "Ред Булл" с последнего поворота, чтобы можно было хотя бы догнать, не то чтобы опередить. И тогда Льюис решился на обгонный маневр за счет более позднего торможения перед входом в шикану. Но юный голландец, предвидя эту атаку, в самый последний момент уже на торможении сместился резко на внутренний радиус, "захлопывая калитку" перед самым носом "Мерседес" британского чемпиона. Чтобы избежать столкновения, Льюис вынужен был проехаться по резервной полосе, и таким образом эта последняя возможность обойти соперника была им упущена. 

Гамильтон высказался по радио по поводу того, что это был слишком опасный маневр со стороны его юного соперника, но дальше этого никаких демаршей решил не предпринимать. Сами стюарды, оценив ситуацию, решили в неформальной обстановке обсудить с Максом его поведение на трассе. Ему было сделано неофициальное замечание о "нежелательности" подобных действий.

Чуть позже команда "Мерседес" подала протест по поводу действий Ферстаппена, но поскольку оба участника инцидента уже уехали с автодрома, то стюарды "красиво перебросили мячик на чужое поле": было объявлено, что рассмотрение инцидента передается в ведение их коллег из Остина, где через две недели пройдет следующий этап, Гран-при США. Тото Вольф решил отозвать протест, и на этом дело закончилось. По сути дела, не откажись команда "Мерседес" от протеста, результаты гонки не были бы признаны окончательными. И пришлось бы "немцам" ждать еще две недели, прежде чем праздновать завоевание 3-го подряд Кубка конструкторов. Ведь победа Нико Росберга и третье место Льюиса Гамильтона похоронили окончательно даже теоретические надежды соперников завоевать этот Кубок.

Конечно, если пофантазировать, то в случае признания Макса виновным в этом инциденте, Льюис отыграл бы еще 3 очка у Росберга и их отрыв сократился бы до 30. Но и в этом случае только одних побед Гамильтона будет недостаточно в оставшихся 4 Гран-при, чтобы британцу сохранить свое чемпионское звание в этом сезоне. Его напарнику достаточно четырежды финишировать следом за Льюисом - и первый чемпионский титул будет у него в кармане, точнее сказать, в руках. 

Дженсона Баттона по праву называют джентльменом паддока Формулы-1

Но кто знает, как сложатся дальнейшие гонки? Может быть, теория больших чисел сработает и против немецкого пилота, и тогда технические неполадки не минуют его болид, как они это с успехом делали начиная еще с конца прошлого года. Представляете, как будет выглядеть инцидент на автодроме в Сузуке, если именно этих трех очков и не хватит Льюису, чтобы войти в когорту четырехкратных чемпионов?!
Но давайте вернемся к действиям стюардов и в особенности руководителя гонки Чарли Уайтинга, который в отличие от судей отвечает за происходящее на трассе на каждой гонке, а не выборочно. Почему совсем безобидные действия Росберга по отношению к Максу в Хоккенхайме были сурово наказаны, а вот опасные маневры Ферстаппена по-прежнему даже не рассматриваются во время гонки? Не будь возмущения команды "Мерседес", я думаю, что и в Сузуке Макса бы даже не позвали для неформального замечания.

Безопасность или зрелище, что важнее?

А ситуация вокруг молодого голландца продолжает накаляться. И уже даже сторонники "молодых горячих перемен" в "Формуле-1" начинают с опаской высказываться о правомочности "голландской защиты", которой Макс блистает во всем цвете в этом сезоне. Со своей стороны выскажу убежденность, что будь на месте Кими Райкконена в Венгрии и Спа и на месте Льюиса в Сингапуре менее опытные пилоты, мы бы уже стали свидетелями аварии. А учитывая, что это все происходит на торможении, где скорости в считанные секунды падают с 300 км/ч, последствия таких аварий могли бы быть самыми ужасными. 
 
Чего далеко ходить, яркий тому пример Фернандо Алонсо, "зацепившийся" за хвост "Хаас" Эстебана Гутьерреса на первом Гран-при сезона в Австралии. Чудом оставшийся в живых испанец хотя и признан был виновным в этой аварии, вряд ли захочет повторить подобное, пусть даже и по вине соперника. 

Формально в действиях Макса, когда он смещается в самый последний момент на торможении, перекрывая траекторию сопернику, нарушения нет. В правилах это не запрещено. Поэтому в протесте "Мерседес" была ссылка лишь на пункт 27.5 Регламента, где сказано следующее: "Ни в какое время машину нельзя пилотировать излишне медленно, хаотично или в манере, которая может потенциально быть опасной для других гонщиков или любого другого человека". То есть Максу вменялась в вину нестабильная и опасная манера езды. Но с учетом обратного отзыва протеста, похоже, развязка в этом вопросе наступит не в этот раз. А жаль. Как бы не пришлось затем сожалеть стюардам о таком попустительстве, если фортуна, так оберегающая юный голандский талант, вдруг по каким-то своим причинам "не приедет" на какой-нибудь из Гран-при вслед за свим подопечным?

Босси пилоты Торо Россо во время презентации их японского спонсора Casio

Уже долгие десятилетия существует у гонщиков "Формулы-1" эдакое джентльменское соглашение по поводу запрета на смещение с траектории на торможении. Это соглашение писалось еще в те времена, когда редко какой Гран-при заканчивался без аварий с тяжелыми и даже смертельными последствиями. И его соблюдение отчасти внесло свою лепту в долгую без смертельных аварий эпоху в "Королевских гонках".
Об этом соглашении Максу все хорошо известно. Это как правила проезда перекрестков в Правилах дорожного движения. Это преподается с первых уроков вождения. Наверняка и самому Максу его отец Йос не однажды говорил об этом. Но почему-то именно это нарушение и принял себе на вооружение голландский дебютант. Такое впечатление, что он сам себе определяет, что соблюдать, а чем можно и пренебречь. Чего уж там? Соглашение-то "джентльменское", а если себя к числу джентльменов не причислять, то можно ему и не следовать. 

Нико Росберг тренирует чемпионскую походку

Это самые первые Гран-при "Формулы-1" назывались "гонками джентльменов". Потом им на смену вместе с более быстрыми машинами пришли и дерзкие возмутители спокойствия. А вместе с более безопасными машинами пришло и поколение "компьютерных мальчиков", которым гоняться на болидах со скоростью свыше 300 км/ч - это почти то же самое, что играть в компьютерные игры. И Макс Ферстаппен в этом плане - не более чем просто продукт этого нынешнего поколения. 

Авот Йос Ферстаппен гордится неджентльменским поведением своего сына Макса 

Но мне кажется, сейчас наступил тот момент, когда по своему отношению к оценке опасных действий Макса Ферстаппена проходит проверку как на лакмусовую бумажку вся система мирового автоспорта. Ведь если закрыть на "безумство" Макса глаза, успокаивая себя мыслью, что пока же ведь ничего не случилось, то тогда зачем, скажите, все эти упорные разговоры о повышении безопасности гонок? Зачем нужны многомиллионные вложения в разработки каких-то там системах HALO, защищающих головы пилотов в классических болидах? Все это откровенно выглядит как неприкрытое лицемерие. 


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter