Террорист в петербургском метро не был одиночкой

Версия о том, что Акбаржон Джалилов был «террористом-одиночкой», похоже, оказалась несостоятельной. Полиции удалось выйти на след его предполагаемых сообщников и провести первые задержания. Более того, есть основания полагать, что в той или иной форме теракт связан с Сирией – об этом говорят особенности взорвавшейся бомбы.

Фото: Пресс-служба УФСБ России/РИА Новости

Как говорится в сообщении Следственного комитета, «в рамках уголовного дела о теракте в Санкт-Петербурге... отрабатываются связи и круг знакомых Акбаржона Джалилова, который привел в действие взрывное устройство в вагоне метро». В рамках этого уже установлены несколько граждан среднеазиатских республик, которые контактировали с Джалиловым.

«В ходе обысков в квартире, где проживали эти лица, обнаружены предметы, имеющие значение для расследования, все они изъяты и направлены на исследование», – уточнили в СК.

Агентство «Интерфакс» сообщает, что задержание проводилось в доме 22 по Товарищескому переулку – том самом, про который ранее сообщалось, что там найдена бомба. Глава администрации Невского района города Константин Серов заявил ТАСС, что «взрывное устройство найдено, оно обезврежено».

СМИ со ссылкой на очевидцев также сообщали, что из парадной, где работают силовики, были выведены трое мужчин. Пресс-служба УФСБ ситуацию пока не комментировала.

В более поздних сообщениях агентств говорится, что «по месту жительства предполагаемых соучастников теракта обнаружены элементы взрывного устройства, аналогичные бомбе, сработавшей в подземке 3 апреля».

Наконец, источник в спецслужбах сообщил «Интерфаксу», что Акбаржон Джалилов, возможно, не собирался становиться смертником, а был использован в качестве «живой бомбы». Как говорится в сообщении, «множество фактов свидетельствует о том, что предполагаемый террорист-смертник, скорее всего, не собирался подрываться, а должен был заложить бомбы в двух местах в метро и скрыться». Но сообщники рассудили по-своему и использовали его «втемную».

Вероятный план действий террористов, как полагает эксперт, заключался в том, что Джалилов оставляет одно взрывное устройство на станции «Площадь Восстания» и оно приводится в действие после того, как взрывается бомба, которую предполагалось оставить в вагоне поезда.

«Расчет на то, что после взрыва в поезде паника охватит пассажиров на всех станциях, в том числе и на той, где было оставлено первое самодельное взрывное устройство, и количество жертв возрастет кратно», – отметил источник.

Анализ имеющейся информации, полагает он, не дает оснований видеть в устроителе теракта классического террориста-смертника.

«Его поведение в последний период, а также то, что сторонником радикального ислама он стал лишь некоторое время назад, не укладывается в сценарий со смертником. Эту категорию людей готовят специально и долго, – подчеркнул эксперт. – Не исключено, что его задание было в изготовлении самодельных бомб и их закладке в местах массового скопления людей. Взрывные устройства должны были быть приведены в действие дистанционно с помощью звонка с мобильного телефона».

Также сообщается, что на не сработавшей бомбе, найденной на станции «Площадь Восстания», обнаружены отпечатки пальцев не только Джалилова, но и еще одного человека. Есть ли он среди задержанных в Товарищеском переулке, не уточняется.

В любом случае, задержание подельников и обнаружение дополнительных отпечатков пальцев опровергают первоначальную версию о том, что он действовал в одиночку. Как и в случае с московскими или волгоградскими, а также парижскими и брюссельскими терактами, преступники явным образом готовились к «операции» с целью нанести максимальный ущерб и посеять панику в обществе.

По информации санкт-петербургского издания «Фонтанка.ру», несмотря на то, что представители ИГ* до сих пор не взяли на себя ответственность за теракт (впрочем, это формальность, обычно они берут на себя ответственность за все теракты), анализ взрывного устройства и биографии Джалилова свидетельствует о том, что без крупнейшей современной террористической организации в этом деле не обошлось.

Так, сотрудники ФСБ, которые осуществляют оперативное сопровождение уголовного дела, завершили отработку связей и прошлого Акбаржона Джалилова и выяснили, что в 2014 году он въехал на территорию России из Турции. В настоящее время спецслужбы связываются с коллегами из сопредельных государств, чтобы выяснить конечный маршрут путешествия Джалилова, но есть уверенность, что он посещал Сирию, точнее, территорию «Исламского государства*» – террористической организации, запрещенной в России.

По данным «Фонтанки», среди компонентов бомбы из поезда криминалисты обнаружили жженный сахар. Специалисты считают родиной этого ноу-хау именно Сирию.

Судя по динамике расследования, нет сомнений, что уже скоро спецслужбы выяснят все контакты Джалилова, что даст возможность выйти на след организаторов теракта.

Но хотелось бы получить ответы и на другие вопросы, повисшие в воздухе. Например, почему не сработали «рамки» в метро? И каким образом Джалилов получил российское гражданство, учитывая, что тысячи русских беженцев с Украины этого сделать не могут?

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

Антон Крылов

ВЗГЛЯД
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter