В белорусском Большом театре впервые поставили «Историю Кая и Герды»

Территория сказки

Вдохновленная знаменитой сказкой Ганса Христиана Андерсена опера советского композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды» заранее стала одной из самых ожидаемых премьер сезона как минимум по двум причинам. Во-первых, это один из немногих спектаклей, рассчитанных на зрителей совершенно разных возрастов. Постановка, уверена режиссер Анна Моторная, будет интересна абсолютно всем: и малышам, и подросткам, и взрослым. Во-вторых, «История Кая и Герды» — чрезвычайно благодатный материал не только с точки зрения режиссуры, но и сценографии. Поработать над оформлением спектакля руководство Большого вновь пригласило Андрея Меренкова и — впервые! — художницу Ольгу Мельник-Малахову, которая до этого в основном отвечала за сценографию в театрах кукол Беларуси и России. Изобилие роскошных декораций и костюмов авторства Татьяны Лисовенко — одна из главных приманок спектакля. К слову, билетов на сегодняшний показ уже нет.

Снежная королева (Оксана Волкова) способна заморозить не только бутафорские льдины. Каю (Виктору Менделеву) в спектакле тоже достанется.

Истинные ценности

Что интересно, мировая премьера «Истории Кая и Герды» состоялась в этот же день, но 42 года назад. Причем в Мариинском театре (тогда — Ленинградском театре оперы и балета им. С. Кирова) спектакль идет до сих пор. Со временем опера Баневича превратилась в одну из важнейших для оперного театра детских постановок, была представлена на десятках площадок, но в репертуаре белорусского Большого появилась впервые. Чуткая к тенденциям и театральным влияниям режиссер Анна Моторная убеждена: «История Кая и Герды» отлично подходит для первого знакомства маленьких зрителей с таким серьезным академическим жанром, как опера.



— Это произведение, расширяющее наше представление о мире и возможностях человека. В основе оперы — история любви и борьбы за душу. Главная идея заключается в том, что каждому человеку нужен дом. И этот дом должен быть теплым, в нем должны жить замечательные, честные люди, которые окутают вас преданностью и заботой. И вот когда на уровне семьи и этого маленького домика в человеке будут воспитываться главные истины, тогда эти истины перенесутся на весь мир, — считает Анна Дмитриевна.

При этом сказка Ганса Христиана Андерсена, по мотивам которой Татьяна Калинина написала либретто, по сути, не является произведением для детей. Тема воспитания веры и самопожертвования, любви и патриотизма пусть и завернута в опере в сказочную обертку, но все же выходит на первый план. Спектакль предстает перед публикой в облике волшебного семейного представления, однако его можно трактовать и как традиционную любовную драму. В этом, кстати, отличие либретто от оригинальной истории: в опере Баневича Кай и Герда хоть и считаются назваными (то есть не кровными) братом и сестрой, при этом чувства друг к другу испытывают совсем не братские.

Кинетическая кукла совы наверняка поразит воображение как детей, так и взрослых.
В остальном с сюжетом сказки Анна Моторная обошлась максимально бережно: тролли, северные олени и злосчастное зеркало — здесь все на своих местах. 
Ледяное царство Снежной королевы выглядит, как и положено, волшебно и сказочно. Средневековый город, в котором живут главные герои, и таинственный лес, где Герда встречает Атаманшу с разбойниками, — для каждой из сцен художники создали абсолютно уникальное пространство, территорию сказки.

— В спектакле много контрастных сцен, мы постарались оформить их в соответствии с задумкой режиссера и автора оперы. Все мы знаем, что для детей нужно делать так же, как для взрослых, только намного лучше, — добавляет Андрей Меренков.
Известно, что прототипом Снежной королевы стала шведская оперная дива Енни Линд, в которую Ганс Христиан Андерсен был безответно влюблен.
В мир сказок проникли не только артисты, но и художники-постановщики: костюмный размах в «Истории Кая и Герды» — под стать сценографии.

Королева сердец

В том, как конструкция спектакля реализуется в конкретный вечер, многое, безусловно, зависит от исполнителей. Снежных королев целых четыре, и все они очень разные. Взялась за эту непростую роль в том числе и прима Большого Оксана Волкова. Заслуженная артистка Беларуси не скрывает, что в детский мир она вернулась с большим удовольствием.

— Единственное огорчение: композитор написал для Снежной королевы слишком мало, у меня в спектакле всего четыре эпизода, — шутя вздыхает Оксана. — Но при этом для исполнительниц этой партии имеются определенные сложности. Дело в том, что Снежная королева — единственный персонаж оперы, который является воплощением абсолютного зла. Все остальные — тролли, свита королевы, Атаманша и ее разбойники — получились очень милыми, смешными и симпатичными. Поэтому за контраст добра и зла в спектакле отвечает всего один персонаж. От Снежной королевы должна исходить энергетика зла. И я все время ломаю голову, как это сыграть.



Женский костюм — впервые в карьере! — примерит в «Истории Кая и Герды» баритон Станислав Трифонов. Заслуженный артист Беларуси споет партию Атаманши.

— С колготками и чулками я уже знаком, а вот платье для меня пока в новинку. Так что привыкаю потихоньку, — смеется Станислав Трифонов. — В спектакле у меня короткий, но емкий эпизод. И конечно, это большая радость, возможность похулиганить и отвлечься от амплуа вечного злодея. Шучу, что наконец-то я на сцене никого не убиваю. Моя Атаманша хоть и разбойница, но благородная.



У одного из исполнителей роли Кая — солиста Большого театра Виктора Менделева — свои заботы.

— Играю 14‑летнего парня, а ведь у самого уже двое детей. Приходится дома за ними подсматривать, находить какие-то движения, мимику и потом повторять, чтобы мой Кай действительно был похож на подростка, — рассказывает артист. — Я заметил, что неподдельные живые эмоции с возрастом в человеке пропадают. И во взрослой жизни к ним потом очень трудно вернуться.
Для дважды обладательницы Гранд-премии специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи Анастасии Михновец роль Герды станет, по сути, первой главной на сцене Большого. Это ее премьерный сезон в театре, и пока, признается певица, все еще в новинку:
— Образ Герды достаточно сложен, ведь она воплощение самой жизни. В начале спектакля Герда — обычная боязливая девчонка, которая тем не менее проделывает огромный путь, разыскивая любимого человека. И уже в конце мы видим ее отважной, сильной, смелой девушкой, готовой пойти на любые жертвы ради спасения возлюбленного.



«История Кая и Герды» должна помочь взрослым снова стать детьми. На это, по крайней мере, рассчитывает Анна Моторная:

— Одна их самых главных наших задач: вернуть зрителей в детство, затронуть те самые глубинные струны души, которые позволят им вспомнить, что такое счастье и настоящая любовь. Ведь только истинная любовь способна сломать страшное и возродить то, что должно возродиться. Обещаю, в финале истории все льды обязательно растают.
Второй показ спектакля состоится 27 декабря. В январе показы запланированы на 3, 4, 28 и 29‑е число.





Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter