Территория провокаций

В Москве завершился Второй международный фестиваль современного искусства «Территория» С 3 по 14 октября зрители могли лицезреть все виды современного искусства, начиная от документального кино и заканчивая поэтическими чтениями. Отдавая должное организаторам – Кириллу Серебренникову, Теодору Курентзису, Роману Должанскому, Чулпан Хаматовой, Андрею Ураеву и Евгению Миронову, фестиваль стал гораздо содержательнее, а его программа – обширнее.

Штаб-квартира «Территории» располагалась в Театре Наций, руководит которым с недавнего времени Евгений Миронов. Каждый день наравне с классикой кинематографа там показывали картины молодых режиссеров, проводили мастер-классы видных деятелей культуры: Теро Сааринена, Андрея Жолдака, Эдди Маалема, Деклана Доннеллана. Кроме того, каждый вечер на различных московских площадках проходили спектакли и концерты.
В Политехническом музее, как и сто лет назад, выбирали Короля поэтов путем голосования зрителей при помощи бюллетеней. Выбирали Короля из шести кандидатов. Борьба  длилась около трех часов. В результате с перевесом в два голоса корону выиграл Дмитрий Воденников. Надо сказать, было много и недовольных – либо победителем,  либо процедурой голосования, либо куратором поэтических дебатов (Феклой Толстой). 
Зрители получили в подарок премьеру музыкального спектакля «Вываливающиеся старухи». Музыку на стихи поэтов Николая Олейникова и Даниила Хармса написал Леонид Десятников, а танцевальные номера поставил Алексей Ратманский. Зрители увидели семь вариаций на  абсурдно-юмористические произведения Хармса и Олейникова под фортепианный аккомпанемент Алексея Гориболя  и вокал Марата Гали. Кроме того, в тот вечер прозвучали композиции из цикла Леонида Десятникова «По канве…».
В Школе драматического искусства прошел «Концерт современной музыки», объединивший представителей музыкального авангарда ХХ века – композиторов Белу Бартока, Хельмута Лахенмана и Игоря Стравинского. «Три деревенские сцены» Бартока в исполнении академического новосибирского хора и оркестра, пропитанные бодрым словацким духом, подготовили слушателей к сложной музыке Лахенмана на текст Леонардо да Винчи. Шипение, стуки, шорохи и другие неведомые звуки издавались оркестром и двумя чтецами. И все это было лишь подготовкой к финальному аккорду вечера в виде «Свадебки» Стравинского, исполненной фольклорным ансамблем Покровского. Впервые были объединены  академическая версия композитора и оригинальная сценическая версия ансамбля. Настоящий пир русского духа!
Вообще эта «Территория» получилась на редкость музыкальной и, как всегда, провокационной. Будем надеяться, что в следующем году организаторам фестиваля удастся порадовать любителей прекрасного новыми экспериментами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter