Территория памяти

Тема увековечения памяти мирных жителей, военнопленных, замученных в годы Великой Отечественной войны в Тростенце, продолжает волновать исследователей и сегодня.
Тема увековечения памяти мирных жителей, военнопленных, замученных в годы Великой Отечественной войны в Тростенце, продолжает волновать исследователей и сегодня. Хотя, как иногда кажется, актуальной она остается в основном для журналистов, которых подталкивает к осмыслению и развитию этой темы активность ряда общественных организаций...

Еще в начале 1990-х годов Евгений Цумаров (тогда - депутат белорусского Парламента от округа, на территории которого в годы войны размещался Тростенецкий концлагерь) выступил инициатором создания общественной организации "Историко-мемориальный фонд "Тростенец". Благое намерение привлекло к себе внимание не только в Беларуси, но и во многих европейских странах.

В Тростенце погибли советские военнопленные, евреи из Беларуси и Западной Европы, участники антифашистской подпольной борьбы и партизанского движения, жители Минска и окрестностей, арестованные в качестве заложников. Само название Тростенец объединяет несколько мест массового уничтожения людей: урочище Благовщина, где происходили массовые расстрелы, собственно лагерь рядом с деревней Малый Тростенец, а также урочище Шашковка, место массового сожжения людей. В архивах и фондах Музея истории Великой Отечественной войны хранятся копии документов первых осмотров и расследования преступлений оккупантов в Тростенце, проведенных Государственной чрезвычайной комиссией СССР по расследованию преступлений фашизма, а также Минской областной комиссией в июле-августе 1944 года. В первых актах комиссий приведены следующие данные: в 34 ямах-могилах урочища Благовщина захоронено 476 тысяч, в печи урочища Шашковка уничтожено 68 тысяч, в сарае - еще 2 тысячи человек. По самым минимальным подсчетам, в районе лагеря Тростенец фашистами уничтожено 546 тысяч человек. Давно растиражированные и знакомые всем цифры...

Не только наше, но и следующие поколения людей должны осознавать, какой чудовищной силы машина уничтожения человека была создана "третьим рейхом", считают Евгений Цумаров и его партнеры по общественной организации. Скромный и малохудожественный памятник погибшим в Тростенце не в полной мере отражает те страшные события, что происходили здесь в течение нескольких военных лет. Наверное, любые сравнения в данном контексте не совсем уместны. Но нельзя молчаливо и равнодушно созерцать соседство грандиозной свалки и беспамятство.

Как казалось еще два-три года назад, ситуация по увековечению памяти погибших в Тростенце начала меняться. Правительство предприняло ряд мер. Были и соответствующие постановления, распоряжения других органов власти. Они касались и благоустройства территории, прилегающей к охранной зоне существующих мемориальных объектов, самой территории бывшего лагеря. В апреле 2004 года объявили открытый конкурс на памятник жертвам Тростенца. Историко-мемориальный фонд, в свою очередь, благодаря инициативе ученых, священников, общественных деятелей вовлек в новый виток интереса к Тростенцу людей, которые по долгу службы должны заниматься сохранностью памятников, исторического наследия. У инициативы нашлись и зарубежные партнеры. Активно начал выстраиваться "мост" по поиску инвестиций для создания достойного мемориального комплекса, памятника. Появились первые и достаточно серьезные заявления зарубежных инвесторов о намерении оказать финансовую поддержку проекту.

Но если вкладывать деньги, то нужно говорить о конкретных затратах, о плане работ, смете и т.д. Примерно так мыслят спонсоры. А у нас? По итогам конкурса должен быть утвержден хотя бы проект мемориала. Обязательства по строительству дороги, созданию инфраструктуры вокруг мемориала, о чем давно было принято решение, не выполнены. Деньги Мингорисполкомом выделялись, но их почему-то в этом году не "освоили".

- Понятна логика иностранных инвесторов, - говорит Евгений Цумаров. - Кому и зачем мы должны давать деньги? - сомневаются люди, которым не безразлична наша общая историческая память. А ведь проделана большая подготовительная работа. Уже сегодня можно создавать Международный фонд "Тростенец". И, на мой взгляд, финансовое участие зарубежных инвесторов в создании мемориала было бы ничуть не меньшим, чем наши внутренние затраты.

Что добавить к сказанному? Заканчивается год 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Следом - юбилей Великой Победы. Само время требует от нас отдать долг памяти павшим. И если мы упустим эту историческую возможность, кто знает, не растянется ли осуществление проекта до следующих юбилеев, а потом и вовсе Тростенец будет предан забвению...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter