Театру мюзикла Геннадия Гладкова "Территория мюзикла" пять лет: как удалось выжить частному проекту без помощи извне?

Территория любви

Театру мюзикла Геннадия Гладкова «Территория мюзикла» исполняется в этом году пять лет. Частный проект, сумевший продержаться так долго и занять в театральной культуре собственную нишу, — само по себе исключение из всевозможных правил. «У нас нет поддержки государства, нет спонсоров, мы живем на то, что сами зарабатываем», — говорят в театре. Как детищу режиссера Анастасии Гриненко и хореографа Дмитрия Якубовича удается справляться с вызовами времени, не самого благоприятного для индустрии развлечений, выяснял корреспондент «СБ».

«Сватовство гусара»

Повод для визита нашелся нетривиальный: театр анонсировал громкую премьеру — первый поставленный в стране лицензионный мюзикл с Бродвея. Спектакль «Недалеко от нормы», в котором играют Светлана Мациевская, Артем Пинчук, Полина Добровольская и другие артисты, — новое слово в области музыкального театра.

Режиссер–постановщик, руководитель «Территории мюзикла» Анастасия Гриненко участвовала также в переводе либретто и переложении английского текста на русский эквиритмический стих:

— Премьера «Недалеко от нормы» по пьесе Брайана Йорки на музыку Тома Китта прошла 28 марта — для нас это очень важное событие, и в историю мы вошли уже потому, что впервые у нас ставятся пьеса и музыка, написанные в XXI веке. Существует стереотип, что музыкальный театр — это XIX, XX век. Мы решили вырваться из музейного состояния и представить бродвейский мюзикл, где герои — не графини и баронессы, а простая американская семья, обычные люди, такие, как мы с вами. Заметим в скобках, что постановка «Недалеко от нормы» получила в США три престижные премии «Тони», а также Пулитцеровскую премию в номинации «Драма».

«Страсти по Тилю»

Имя композитора Геннадия Гладкова, вынесенное в название театра, не означает, что мэтр содержит коллектив на свои деньги, считает нужным подчеркнуть заместитель директора по развитию Ольга Николаевская:

— Геннадий Гладков, Юрий Энтин и Юлий Ким прекрасно знают нашу ситуацию, видели ее изнутри. Они сами энтузиасты и видят эту искорку в нас. Поэтому создали нам условия наибольшего благоприятствования в плане использования их произведений (которые, кстати, на ура принимает современная молодежь, потому что это классная музыка на классные тексты). Но финансовой поддержки мы у них никогда не просили. В первые годы своего существования театр часто сталкивался с недоверием. Люди думали, что имеют дело с антрепризой, а отношение к ним не очень хорошее. Дальше наступил момент определенного понимания и узнавания, и сейчас мы уже в гораздо лучшем положении, чем раньше. Но это все работа! Мы прорастаем во внешний мир всеми доступными способами. Очень много внимания уделяется соцсетям — у нас самое большое сообщество в социальной сети ВКонтакте среди всех театров Беларуси. Это целенаправленная работа, потому что финансово мы не можем позволить себе, допустим, купить билборд в городе, даже один (а чтобы разрекламировать премьеру, их нужно гораздо больше). Такие расходы нам не по карману, поэтому уходим в интернет, к молодежи, к индивидуальной работе со зрителем.

«Новогодняя ночь в стиле диско»

«Территория мюзикла» всех своих постоянных посетителей знает в лицо и по именам. Там, где нельзя взять господдержкой и билетами для профсоюзов, в ход идет клиентский сервис и упор на личное общение со зрителем. Люди сейчас требовательные, отмечают в театре, поэтому относиться к ним нужно так, чтобы они почувствовали: им действительно рады, каждому конкретному человеку. Самая надежная реклама в наше время недоверия к любым громким словам и красочным афишам — сарафанное радио. Постоянные зрители приводят друзей, близких, родственников, коллег, постепенно расширяя круг поклонников этого небольшого, но на удивление эффективного коллектива.

«Синема-шоу»

Штат театра компактен и состоит из энтузиастов–универсалов. Причина еще и в том, что в месяц дается не так много спектаклей (5 — 7 против средних 35 в государственных театрах). А если нужно привлечь каких–то специалистов, это делается при помощи аутсорсинга — от пошива костюмов до дизайна и изготовления декораций и аренды автобуса с водителем для выездов на гастроли по стране. Да и многие артисты не состоят в штате, а имеют постоянную «прописку» в других театрах. Здесь же их привлекают к конкретным постановкам.

Основная проблема «Территории мюзикла» — отсутствие своего помещения: театр арендует зал Дворца культуры профсоюзов. Это хорошая площадка, но на деле аренда съедает основную часть доходов. Отсутствие собственного склада сказывается на изготовлении декораций, требующем изобретательности: их функционал художник–сценограф Андрей Меренков всегда приспосабливает под необходимость выезжать на гастроли на небольшом автобусе.

— Когда–то нам было сложно найти и гастроли, и зрителя по стране, потому что никто о нас не слышал, — вспоминает Ольга Николаевская. — Сейчас мы много ездим по Беларуси и России, сотрудничаем с Латвией и Литвой и можем более уверенно смотреть в будущее, несмотря на экономическую ситуацию. Люди, однажды попав к нам на спектакль, как правило, возвращаются.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter