Гурский об усилении роли малых городов, повышении уровня комфортного проживания и самореализации граждан

Территории новых возможностей

Одной из задач, стоящих перед нашей страной, является ускоренное развитие регионов «80 плюс». И речь не только о повышении социально-экономических показателей, но и о снижении межрегиональной дифференциации. Равные условия, независимо от места проживания, — главная идея разрабатываемого документа — Концепции государственной политики регионального развития. Об аспектах концепции, ее приоритетах, усилении роли малых городов, перспективе самореализации проживающих там граждан корреспондент «Р» узнавала у директора Института экономики НАН Василия Гурского. 

PNIVA.BY

Сложности большого города

— Василий Леонидович, как бы вы обозначили основную задачу государственной региональной политики?

— Если кратко — это повышение уровня и качества жизни населения во всех регионах, независимо от места проживания. Что это означает? Создание условий для достойной работы, проживания, расширенных возможностей для личностного развития. Например, мы не просто говорим о работе, но и подразумеваем комфортное транспортное сообщение. Говоря о личностном росте, держим в уме доступность образования, здравоохранения, культурного досуга и т. д. Однако хотел бы акцентировать: конечно, региональная политика должна быть связана с повышением социально-экономического развития регионов, но приоритетом должны быть люди, а не цифры.

— Урбанизация — процесс, привычный для всего мира. Доля городского населения по понятным причинам растет. Есть ли у урбанизации негативные стороны?

— В крупном промышленно развитом городе гораздо больше возможностей для работы и самореализации. Это и есть главные причины урбанизации. Сам по себе рост городов — это неплохо. Это мощный драйвер экономического роста страны. Концентрация производств и высокая плотность населения способствуют повышению производительности труда, развитию НТП, активизируют трансфер инноваций и привлечение инвестиций. В социальном плане развитие городов способствует развитию более сложных форм общественных отношений и творческой самореализации личности. С экономической точки зрения город более эффективен. Здесь легче обеспечить доступ населения к большему числу благ, более качественному обслуживанию, больше возможностей для самореализации. То есть более высокие уровень и качество жизни в расчете на одного человека обходятся дешевле. 

Проблемой становится не само по себе развитие городов, а сопутствующие этому негативные социальные процессы как в самом городе, так и в остальных регионах страны. Так, в крупном городе возникает перенаселенность, увеличиваются цены на жилье, растет преступность, усиливается давление на экологию, происходит сужение личного жизненного пространства. Все это вызывает постоянный стресс и оказывает существенное негативное влияние на душевное и физическое здоровье человека. 

Курс на управляемую урбанизацию

— Тем не менее в последнее время в мире процессы урбанизации стали трансформироваться. Города меняют соседние территории. Появились даже новые термины: субурбанизация — развитие пригородов больших городов, рурбанизация — развитие сельской местности и даже рурализация — это когда горожане хотят жить в деревне. А как в Беларуси?

— Конечно же, все эти процессы идут и в нашей стране. Подытоживая, я бы сказал, что урбанизация — это объективный и в целом положительный для экономики процесс. Бороться с ней бессмысленно и контрпродуктивно. Поэтому в разрабатываемой сейчас Концепции государственной политики регионального развития совершенно правильно сделана ставка на реализацию стратегии «управляемой урбанизации» в сочетании со стимулированием современных процессов. Субурбанизация — развитие городов — спутников Минска, рурбанизация — создание индустриальных центров и агрогородков для повышения качества жизни населения территорий за пределами столицы и областных центров, а также создание высокотехнологичных производств в каждом районе, рурализация — развитие природоохранных и туристско-рекреационных районов, развитие фермерских хозяйств во всех районах, благоустройство поселков городского типа с учетом местных особенностей и др. 

— Как простимулировать людей оставаться жить и работать на тех или иных территориях? Например, не в Минске, а в городах-спутниках?

— Заставить людей жить там, где нет работы и социальной инфраструктуры, не получится. Надо использовать и стимулировать естественное желание человека реализовывать свои жизненные планы в регионах за пределами Минска. Создавая территории новых возможностей. Прежде всего акцент необходимо делать на расширении жизненного пространства человека. Совершенно правильным вектором является строительство комфортабельных малоэтажных жилищных комплексов в небольших населенных пунктах, развитие транспортной инфраструктуры, взаимосвязи индустриальных центров с окружающими населенными пунктами в пределах часовой доступности, повышение возможности занятости в городе и проживания на сельских территориях, расширение дистанционного обслуживания сельского населения с применением цифровых технологий и другие меры, предложенные в проекте концепции.

Совершенно правильно основной акцент сделан на совершенствовании производственной, индустриальной основы развития территорий. Приоритет в развитии регионов — это реальный сектор. Формирование пакета инвестиционных проектов и развитие предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью в каждом регионе, будет способствовать созданию новых рабочих мест, наполнению местных бюджетов, повышению платежеспособного спроса для сферы услуг. 

Но от развития сферы услуг также отказываться нельзя. Учитывая, что в ВВП страны половина приходится на сферу услуг и именно услуги формируют более комфортные условия проживания, стоит обратить внимание на развитие медицинских центров, учреждений образования, ЖКХ, социально-культурных и досуговых учреждений. Инфраструктурная, жилищная и градостроительная политика будет способствовать повышению привлекательности и комфортности проживания за пределами столицы и областных центров.

Кадры решают все

— Известно, что существует тенденция перетока молодежи в столицу после учебы в столичных вузах и ссузах. Как, на ваш взгляд, можно решить этот вопрос?

— Развитие в регионах учреждений высшего и среднего специального образования будет способствовать закреплению молодежи на местах. Кроме того, учреждения высшего и среднего специального образования, создавая новые рабочие места, сами по себе способны стать драйвером роста региональной экономики за счет эффекта мультипликатора. Многие известные во всем мире учреждения высшего образования (УВО) расположены в небольших городах и стали основой их развития: Гарвардский университет в Кембридже, Белорусская сельскохозяйственная академия в Горках.

Конечно, препятствием для этого может стать существенная диспропорция между Минском и регионами в обеспеченности научными кадрами и профессорско-преподавательским составом, а также в уровне развития научной инфраструктуры. На Минск приходится более 60 процентов организаций, выполняющих научные исследования и разработки. В Минске сосредоточено более 70 процентов списочной численности научных работников, занимающихся научными исследованиями, и более 80 процентов численности научных работников, имеющих ученую степень. 

— И снова встает кадровый вопрос, но уже с профессорско-преподавательским составом. 

— Для решения этой проблемы целесообразно задействовать высококвалифицированные кадры ведущих УВО, научные учреждения, крупные высокотехнологичные предприятия для формирования ресурсных центров с обеспечением необходимыми техническими средствами обучения. Программы обучения регио­нальных УВО могут включать освоение студентами и учащимися специализированных курсов в этих центрах с выездом и временным проживанием на месте. Расширяя горизонтальные связи, используя сетевые технологии взаимодействия региональных и столичных научных и учебных учреждений, необходимо развивать в регионах технопарки, научно-производственные центры, инновационные центры, центры трансфера технологий. 

В этих вопросах необходимо сопряжение концепции региональной политики и Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021—2025  годы. В которой, кстати, преду­смотрено использование сетевых и дистанционных образовательных технологий; интеграция УВО с организациями — заказчиками кадров, научными организациями и бизнес-сообществом в рамках реализации проекта «Университет 3.0». Это позволит не только готовить кадры непосредственно в регионах, но и создать условия для ускоренного трансфера инноваций и компетенций, повысит инновационную восприимчивость регионов. 

— Раз уж мы заговорили о кадровом голоде в регионах, какие рычаги, согласно концепции, можно задействовать, чтобы привлечь необходимых специалистов? 

— Обеспечение притока трудовых ресурсов в трудодефицитные регионы — самый сложный, на наш взгляд, вопрос региональной политики. Как отмечается в проекте концепции, последние десять лет прослеживается определенная тенденция снижения численности населения во многих районах. При этом естественная убыль усиливается миграционным оттоком населения. При острой нехватке кадров Беларусь является нетто-экспортером трудовых ресурсов. Проектом концепции предусмотрено стимулирование перетока кадров в трудонедостаточные районы. Но рассчитывать в этом вопросе только на переток кадров внутри страны, в частности, из Минска слишком оптимистично. В столице число вакансий существенно превышает число желающих найти работу. Безработица в Беларуси не превышает естественного уровня, связанного с движением населения, т. е. фактически отсутствует.

Решение проблемы депопуляции отдельных регионов можно было бы увязать с регулируемой миграционной политикой Беларуси. Во многих развитых странах проблему недостатка трудовых ресурсов решают за счет притока их из-за рубежа. В концепции предложено создать условия для привлечения иностранных работников по дефицитным и невостребованным вакансиям по упрощенной процедуре. Это вполне оправданно, но недостаточно. Вопросам миграционной политики в дальнейшем следует уделить больше внимания. 

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter