Европа все глубже погружается в протестный хаос

Терпение на исходе

Старушка Европа, несмотря на кажущуюся стабильность и незыблемость, на самом деле являет собой колосс на глиняных ногах. Уже не раз бывало в истории, что лидеры республик, королевств или целых империй, увлекшись внешнеполитическими играми и борьбой за избушку лесника на другом краю света, упускали из виду нечто важное внутри страны. А затем у ворот пышных дворцов внезапно оказывалась толпа доведенных до отчаяния горожан с дубинками и ружьями, которые хотели бы уточнить у представителей правящих элит, почему в стране так плохо живется простому люду. Иногда у европейцев получалось, иногда — нет. Чаще задуманное как прогрессивное мероприятие дело оборачивалось тысячами смертей и в конечном итоге приходом к власти еще более страшного узурпатора.



Президент Беларуси Александр ­­­Лукашенко:

— Изобилия уже у них (в Евросоюзе. — Прим. ред.) не будет. Не будет! Им теперь придется платить по счетам и на всю катушку… Сейчас дурница закончилась. Более того, вложились прилично в эту украинскую авантюру. Пандемия, локдауны, разбрасывание с вертолета денег — это сейчас все вылазит. Поэтому проблем много, и изобилия у них действительно больше не будет. Надо раздеваться, напрягаться и работать.

Во время посещения Минского механического завода имени С. И. Вавилова — управляющей компании холдинга «БелОМО», 26 августа 2022 года.

История, которая ничему не учит

Минувший век для Европы выдался чересчур бурным, поэтому начало нового тысячелетия многие восприняли как время долгожданного мира и свободы. Уставшее от двух мировых войн и череды локальных конфликтов на континенте и за его пределами общество активно включилось в строительство единого пространства — ЕС, которое в перспективе должно было стать высшей точкой развития общеевропейской цивилизации. Сыграл свою роль в самоуспокоении и незабвенный Фрэнсис Фукуяма с его «концом истории», под которым подразумевается окончательное и бесповоротное доминирование либеральной демократии.
Но конец второго десятилетия текущего века ознаменовался кризисом этой системы мировоззрения.
Первым звоночком стала неспособность справиться с масштабным наплывом беженцев с разрушенных руками европейцев и их местных вассалов Ближнего Востока и Африки. Затем свое веское слово сказала пандемия COVID-19, которая показала, что разговоры о европейском единстве и взаимопомощи меркнут, когда на горизонте показывается экзистенциальная угроза для всего человечества. Окончательно обрушили стены «цветущего сада», как назвал Европу глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель, власти государств континента, когда ввязались в прокси-войну с Россией в Украине.

Для простого обывателя в Европе последние три года — это непрекращающийся кошмар, к которому он решительно не был готов. Драконовские меры контроля в связи с пандемией, которые принесли околонулевой эффект, серьезные проблемы с экономикой, которые немедленно отразились на благосостоянии простых граждан, и, наконец, перспектива принять участие в новом глобальном конфликте в роли ничего не решающего статиста выматывают французов, немцев, бельгийцев, голландцев и прочих жителей вроде бы благополучных стран.
Вполне естественно, что в невзгодах справедливо обвиняют власть. Это как раз тот случай, когда ругают их за дело. Вернее, за излишнюю активность, проявляемую совсем не к месту, что оборачивается еще большим ухудшением ситуации.

Неспокойно во французском королевстве

Сейчас одной из главных горячих точек континента является Франция. С 19 января жизнь в стране парализована серией масштабных забастовок, равных которым давно уже не было даже в беспокойной Пятой республике.


К акциям протеста присоединились граждане и профсоюзные работники почти всех сфер. Остановили работу и вышли на улицу сотрудники нефтегазовой и атомной отраслей, транспортники, коммунальщики и учителя. Их количество растет от раза к разу: если во время пятого общенационального дня неповиновения сказали «стоп» работе миллион человек, то 7 марта их стало уже полтора миллиона. Растет и число охватываемых отраслей, и что наиболее неприятно для власти, часть профсоюзов объявила о том, что они готовы запустить бессрочную стачку.
Требование одно — не проводить пенсионную реформу, которая поднимет возраст выхода на заслуженный отдых еще на два года — до 64 лет.
Протестующие утверждают, что законопроект, находящийся на последних стадиях принятия, являет собой не следствие старения работающего населения в стране, которое позволяет ему трудиться дольше, а имеет причиной ошибки правящих элит, приведшие к экономическому и социальному кризису. И в этой убежденности есть доля истины: хотя на одного работающего француза и приходится двое пенсионеров, у Пятой республики еще недавно был необходимый ресурс прочности, чтобы оставаться на плаву без увеличения пенсионного возраста.

Однако политика Эммануэля Макрона, который является активным лоббистом пенсионной реформы, и действия его правительства стали причиной прожигания этого ресурса. За примерами далеко ходить не надо: тут и кризис атомной отрасли с метаниями от «наибольшей угрозы экологии» до «самого безопасного источника электроэнергии», и уведенные из-под носа американцами дорогущие контракты на постройку субмарин для Австралии.
Хотя, конечно, венцом разбазаривания средств Пятой республики стало участие Парижа в спонсировании киевского режима. Только с февраля по декабрь, как заявила глава МИД Франции Катрин Колонна, Украине была оказана поддержка на сумму почти 1 млрд евро.
Учитывая, что в начале текущего года объемы и финансовой, и военной помощи со стороны НАТО выросли, нетрудно догадаться, что и французские расходы давно перевалили за психологический миллиард.

Истинная боль Макрона

А что же президент Макрон? Глава государства не спешит говорить с недовольным народом. Значительную часть времени Эммануэль посвящает внешней политике. То он наносит визит в США, где со страдальческим лицом выдерживает излишне крепкое рукопожатие Байдена, то обещает обучать пилотов для Зеленского, то обсуждает с британским премьером Сунаком производство дальнобойных ракет для сдерживания России.

Но истинной болью Макрона остается Африка. Не исключено, что историками в будущем нахождение у руля французского государства именно этого президента будет названо окончательным фиаско попыток контролировать бывшие колонии на Черном континенте. В минувшем году французские войска на выход попросили в ЦАР и Мали, а в январе этого года они были изгнаны еще и из Буркина-Фасо. Влияние в других былых владениях также неуклонно падает из-за потери связи Парижа с местными политическими элитами и неспособности предложить африканцам интересные и нужные проекты.
В попытке остановить неизбежное Макрон, не обращая внимания на масштабные забастовки против пенсионной реформы, направился в Африку, в очередной раз поставив внешнеполитическую повестку впереди внутренних проблем.
Он посетил четыре столицы, но явного успеха не добился ни в одной — глава Пятой республики много говорил о гуманитарном сотрудничестве, но слишком мало о политике и экономике. Африка же, стремящаяся выйти на мировую арену, заинтересована в гораздо большем.

Славяне против коричневой чумы

Впрочем, на европейской карте протестов не только Франция в красной зоне. Вспышки антиправительственных выступлений фиксируются по всему континенту.
Так, например, на прошлой неделе несколько сотен болгарских антифашистов и просто неравнодушных граждан провели акцию в защиту монумента в честь советских солдат-освободителей в центре Софии. Городской совет столицы, на здании которого с прошлого февраля висит, кроме флагов Болгарии и ЕС, еще и желто-синее полотнище, похоже, решил во всем брать пример с Украины и государств Балтии в деле искоренения исторической памяти и перенести памятник в музей. Но понравилось это далеко не всем: протестующие обвинили городские власти в прозападной политике и реабилитации фашизма, а затем забросали фасад муниципалитета яйцами. Впрочем, депутаты к мнению избирателей не прислушались и проголосовали за перенос скульптурной композиции. Активисты в ответ пообещали новые митинги в защиту каменных красноармейцев.


Украинский флаг на здании мэрии, кстати, после инцидента долго не задержался. Депутат парламента Болгарии от партии МИР Атанас Стефанов сбросил его на землю и заявил, что на административных зданиях по закону должны висеть только национальные символы, а также пояснил, что снял полотнище в знак протеста против втягивания его страны в войну.

Болгария вообще в начале марта стала европейским центром пророссийских и антивоенных акций. 2 марта в Софии масштабно отпраздновали 145‑ю годовщину со дня освобождения от османского владычества, в котором Россия сыграла ключевую роль. Люди прошли по центральным улицам с триколорами и плакатами с обвинениями в адрес НАТО.  
Очевидно, что подобные митинги знаменуют собой разрастание пропасти между простыми болгарами и властями страны. Первые хотят жить в мире с Россией и искренне считают виновником событий в Украине Запад, вторые стремятся доказать свою преданность заокеанским хозяевам.
В Праге местные активисты после масштабной антиправительственной акции «Чехия против нищеты» попытались прорваться к зданию Национального музея, на котором еще с прошлого года висит украинский флаг. Митингующие скандировали «Мы хотим чешский флаг», однако полиция гласу народа не вняла и ввязалась в стычку с патриотами. В итоге один из стражей порядка был ранен, а 18 протестующих задержаны. Но сам факт весьма показателен: люди настолько устали от украинской темы, что готовы идти на прямое противостояние с силовиками, дабы очистить свои города от чужой символики.


Хаос надвигается

Набирает обороты и противостояние в Молдове. На фоне находящих все новые подтверждения слухов о намерении Майи Санду разморозить совместно с Украиной приднестровский вопрос на улицы Кишинева вышли тысячи протестующих. Они требовали не вовлекать их страну в войну и оплатить зимние счета за электроэнергию, которые из-за политики нынешних властей для значительной части населения страны оказались неподъемными.


Но ни Санду, ни остальной истеблишмент к народу выйти не соизволили. Вместо этого против собравшихся выставили полицию. Она перекрыла подходы к столице, чтобы не допустить недовольных из регионов, а во время митинга пыталась применить физическую силу.
Дошло до того, что одного из организаторов митинга, вице-председателя оппозиционной партии «Шор» Марину Таубер, ударил сам глава генерального инспектората полиции Виорел Чэрнэуцяну.
Полыхающие по всей Европе протесты — знак того, что общество, привыкшее к комфортной жизни, стало уставать от навалившихся из-за поддержки Украины на страны континента экономических проблем. Простые люди желают, чтобы власти наконец-то обратили внимание на внутреннюю повестку и занялись решением неотложных вопросов. И пока политические элиты этого не сделают, а будут и дальше вливать миллиарды в киевский режим, на улицах и площадях европейских городов будет становиться все жарче.
­­­
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter