«Терпела, а потом ударила ножом в живот»: как женщины живут с трудным супругом

В Заводском районе столицы в минувшем году жертвам домашнего насилия вынесли 122 защитных предписания

«Почему ты терпела это?» – такой вопрос постоянно задают жертвам домашнего насилия. Однако проходит не один год, прежде чем эти женщины находят в себе смелость сказать о своем положении посторонним. В Заводском районе столицы правоохранители периодически выезжают на семейно-бытовые конфликты. О результатах работы говорят цифры. В прошлом году на учет поставили 298 человек, а 122 их жертвы получили защитное предписание, которое дает право временно пожить без агрессора в доме. 

Женская месть

Минчанка Лариса долго терпела выходки своего пьяного мужа. Как-то даже решила, что, если станет его собутыльником, побои прекратятся. Но нет… Агрессия, приходящая под градусом, давала о себе знать, и Лариса превращалась в грушу для битья. Синяки были по всему телу, не стеснялся бить муж жену даже по лицу.

О своих семейных проблемах женщина рассказывала лучшей подруге. Та искренне не понимала, зачем жить с тираном, и советовала обратиться в милицию. Но Лариса наотрез отказывалась. Зачем ей такая дурная слава. Но у любого терпения есть свои границы. Месть – блюдо, которое подается холодным. Поэтому женщина решила, что мучаться муж должен, как и она, физически. Заманив его бутылкой на столе, Лариса, уже изрядно подвыпив, резко ударила мужчину ножом в живот.

На одни и те же грабли


Ольга второй раз в браке. Первый развалился из-за того, что муж постоянно во всех грехах винил свою жену. Одним словом, был абьюзером. Сначала скандалы были словесные, потом прибавились пощечины, а затем удары. Обращаться куда-либо Ольга категорически отказывалась. Было страшно, что окружающие начнут осуждать и косо смотреть на нее. Тогда женщина решилась на развод. Время шло. Спустя десять лет она снова вышла замуж и снова столкнулась с тем же отношением со стороны нового мужа.

Правда, в этот раз решила, что терпение в этой ситуации приведет только на больничную койку. Написала заявление в милицию.

Ревнует – не значит любит

Любовь и алкоголь – смесь горячая. В прямом смысле слова. Как-то в милицию поступил звонок о том, что в квартире мужчина порезал другого мужчину. Наряд выбыл на место происшествия. По горячим следам сотрудникам удалось задержать подозреваемого, который испугался и хотел сбежать. Оказалось, что он застал свою сожительницу вместе со знакомым собутыльником за рюмкой. Решил, что подруга ему изменяет, и напал на товарища. Три раза ему в живот всадил нож.

Как милиция борется с дебоширами?

– В случае абьюзивных отношений между тираном и жертвой, присутствуют постоянные манипуляции с помощью денег, шантажа, угроз и рукоприкладства, а также моральным издевательством со стороны агрессора, – говорит старший участковый инспектор милиции ГОМ-2 Заводского РУВД г. Минска Денис Клинцевич. – Жертвы насилия, как правило, не обращаются в органы внутренних дел на начальных этапах осознания и воздействия на них агрессора. Обычно руководствуются стереотипами, так прочно укоренившимися в нашем обществе: «Бьет – значит любит!», «Бьют всех», «Стерпится – слюбится». Есть религиозные течения, да, есть и такие, где принято считать насилие обыденным явлением. Несмотря на современные реалии, в некоторых семьях устоялись традиционные взгляды на положение женщин, мужчин и детей, в котором подчеркивается, что мужчина – абсолютный глава семьи, который наделяется исключительными полномочиями. Ну и, конечно же, есть и те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни.

Еще одна причина необращения в органы внутренних дел – это цикличность абьюза: накопление агрессии, открытое проявление насилия, резко меняющееся на спокойствие и умиротворение. Со временем цикл насилия сокращается, все начинает происходить на больших скоростях до тех пор, пока жертва не уйдет от автора насилия и не обратится в милицию. Как правило, обращаются после оказанного физического насилия, когда опускаются руки и не остается ничего, кроме того, чтобы прийти в опорный пункт охраны общественного правопорядка.

– Хочу рассказать о процессе, который запускается, если жертва насилия все же заявляет на обидчика в милицию. Во-первых, профилактическая беседа (параллельно со штрафом и/или арестом) и выносится предупреждение – устное разъяснение агрессору общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также убеждение агрессора в недопустимости их совершения, – объясняет Денис Клинцевич.

Если это не срабатывает и дебошир привлекается к ответственности повторно в течение года, тогда он ставится на профилактический учет. Это письменное разъяснение агрессору о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений.

– А вот привлечение повторно грозит постановкой на учет. С этим человеком проводятся профилактические работы, раз в месяц приходят сотрудники милиции. И тогда в ход идет защитное предписание на срок от 3 до 30 суток.

Защитным предписанием агрессору, в отношении которого оно вынесено, запрещается:

• предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшей от насилия в семье, если она находится в месте, неизвестном агрессору;

• посещать места нахождения пострадавшей, если она временно находится вне совместного места жительства или места пребывания с агрессором;

• общаться с пострадавшей, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети интернет.

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетней пострадавшей от насилия в семье обязывает агрессора временно покинуть общее с пострадавшей жилое помещение и запрещает распоряжаться общей собственностью.

Сегодня стартует республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!». Продлится она до 8 апреля.

Фото pexels.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter