Выделенные каналы, взаимодействие с импортерами, контроль за водителями: как работает Минская региональная таможня в условиях коронавируса

Терминалы высоких скоростей

Какая бы ни складывалась эпидемиологическая ситуация, граждане всех стран в любом случае нуждаются в товарах, предприятия — во внешней торговле, экономика — в грузоперевозках. Сейчас на нашей таможне в первостепенном порядке оформляют грузы со скоропортящимися продуктами питания и товарами первой необходимости. Об этом недавно во время доклада Президенту говорил председатель Государственного таможенного комитета Юрий Сенько. 

Корреспондент «Р» узнала, какие ресурсы изысканы для скорейшего оформления таких товаров, насколько изменилось в последнее время оформление грузов и какие характеристики приобрел транзит по территории нашей страны.

Сотрудница пункта отдела таможенного оформления и контроля проверяет целостность пломбы и соответствие ее номера указанному в документах.
Фото Минской региональной таможни

Они необходимы стране

По мнению Александра Валиева, начальника Минской региональной таможни, сегодня созданы все необходимые условия для беспрепятственного и быстрого прохождения через белорусский участок границы товаров первой необходимости, в том числе следующих транзитом: 

— Соответствующий приказ ГТК предусматривает предельно возможное сокращение времени совершения таможенного контроля на всех этапах в отношении товаров первой необходимости — продуктов питания, товаров медицинского назначения. Груз еще только двигается в зону деятельности Минской региональной таможни, а мы благодаря своим информационным системам уже знаем, кто что везет, в чей адрес, и заранее готовимся к осуществлению таможенных операций. Во внутренних пунктах таможенного оформления эти грузы на особом контроле, все операции совершаются в первоочередном порядке. Существующих высокотехнологичных мощностей для этого хватает. Однако важно понимать, что скорость оформления зависит не только от таможни, но и от получателя. Чтобы товары быстрее вовлекались в экономический оборот или скорее поступали в больницы, мы заранее связываемся с импортерами и предлагаем им как можно быстрее сформировать и подать нам таможенные декларации. Если они оперативно делают свою работу, грузы выпускаются в среднем в течение 15 минут.


Апробирована и методика работы при поступлении в страну гуманитарной безвозмездной помощи. Такой груз не облагается таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость, однако все равно он должен сопровождаться таможенной декларацией. В ней заявляется намерение не уплачивать таможенные платежи и в соответствии с законодательством ЕАЭС и нашей страны представляются подтверждающие документы, на которых это право основано.

— Работа по подготовке этих документов проводится еще до того, как груз к нам прибывает, — заверил Александр Анатольевич. — Поэтому нет временных затрат на этапе между прибытием товара и получением всех документов. Так, таможенные операции в отношении гуманитарного груза, недавно прибывшего к нам из Узбекистана, провели в течение буквально пары минут. 

В среднем в сутки через таможенную границу перемещалось 6,2 тыс. грузовиков.
Фото Владимира ШЛАПАКА

Где-то убыло, где-то прибыло

Заметно сократились объемы прибывающих в страну международных почтовых отправлений, а также пассажиропотоки в аэропорту. В связи с этим появилась возможность перераспределить сотрудников на более напряженные участки работы, в том числе связанные с ввозом товаров первой необходимости, а также на противодействие попыткам незаконного ввоза и перемещения товаров. Да-да, контрабандисты по-прежнему не дремлют и проверяют таможенников на бдительность. Кроме того, иногда причинами «подлогов» становятся ошибки при заполнении таможенных деклараций. 

Бдительность таможенников не притупляется ни при каких обстоятельствах.
Фото предоставлено Минской региональной таможней
— Наилучший результат нашей работы — это законность, легальность и прозрачность внешней торговли, — заверяет Александр Валиев. — Мы вовсе не ставим себе цель поймать как можно больше нарушителей. Поэтому и приняли ряд мер, которые позволяют и перевозчикам, и импортерам избежать ошибок до заявления нам юридически значимых сведений. Буквально напоминаем о необходимости еще раз посмотреть, проверить, пересчитать, чтобы избежать неверного декларирования в случае, например, пересортицы… 

Кстати, встречается в практике таможенников не только занижение, но и, напротив, завышение стоимости товара. 

— Это одного поля ягоды, — считает Александр Валиев. — Искусственное завышение фактической стоимости иногда преследует цели, которые в результате приводят к уменьшению общих итоговых сумм налогов, сборов, пошлин. Такие «ошибки» могут негативно влиять на функционирование фискальной системы страны и системы валютного контроля. Наша цель — заявление фактических, правильных, достоверных сведений. 

Строго, но необходимо

Транзит через территорию страны, несмотря на то что ряд иностранных государств границы частично закрыл, даже возрос: так, в первом квартале 2020 года количество въехавших грузовых транспортных средств по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличилось на 7,1 процента, что составило около 570 000 грузовиков. В среднем в сутки через таможенную границу перемещалось 6,2 тысячи грузовых автомобилей, половина из них оформлялась на въезд в нашу страну.

Самые нужные грузы выпускаются в среднем в течение 15 минут. 
Фото Александра СТАДУБА

Чтобы предотвратить завоз и распространение инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, Совет Министров принял постановление № 171, некоторые нормы которого касаются дальнобойщиков. Так, водители, выполняющие транзитные автомобильные перевозки грузов через территорию страны, обязаны следовать только по республиканским автомобильным дорогам, на которых определены остановки для отдыха и питания водителей, заправки машин. В период остановки или стоянки они не должны выходить за пределы предусмотренных для этого мест. Территорию нашей страны они должны покинуть по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда, за исключением форс-мажорных ситуаций вроде поломки грузовика. Такие меры вызвали недовольство некоторых водителей-белорусов, работающих на иностранных перевозчиков, которые привыкли, проезжая по родной стране, навещать семьи и друзей. Что говорят по этому поводу представители крупных фирм-перевозчиков?

Режим труда и отдыха водителей планируется так, чтобы свести к минимуму количество контактов.
Фото автора

Владимир Сергеев, директор ООО «ИНТЕРТРАНСАВТО»:

— Наша компания сталкивается с теми же угрозами, что и другие международные перевозчики: болезнь может угрожать и нашим водителям, и членам их семей, и друзьям, знакомым. Мы заинтересованы в том, чтобы снизить вероятность их заболевания. Поэтому поведение наших сотрудников регламентировано локальными нормативными актами в соответствии с постановлениями № 171, а также № 208 — о самоизоляции в тех случаях, когда наша страна является конечной точкой маршрута водителей и следующий рейс они ожидают дома. Да, пришлось несколько перестроить среднесрочное планирование нашей деятельности, чтобы количество перевозимых грузов не сокращалась, а эффективность работы находилась на должном уровне. 

Но главное даже не в этом. Сегодня международные перевозки — кровеносная система мировой торговли — должны работать как никогда стабильно и уверенно. А значит, наши водители должны быть за рулем, а не болеть. Чем меньше они будут контактировать с другими людьми по обе стороны границы, тем лучше для них же самих.


Постановление № 171 отнюдь не жесткое, оно, при хорошем планировании перевозки, позволяет соблюсти режим труда и отдыха, а также установленные таможней сроки транзита. Судите сами: в зависимости от времени въезда у водителя есть от 25 до 47 часов — срок вполне достаточный, чтобы поесть, отдохнуть и проехать страну. Да, отдохнуть дома не получается, но человек, следующий, например, из Западной Европы, и сам должен оберегать близких!

Александр Жумарь, заместитель директора — начальник управления таможенного терминала ООО «Белсотра», согласен с коллегой: 

— Меры, которые приняты сегодня согласно постановлениям Совмина № 171 и № 208, отражают стремление обезопасить наше общество от риска дальнейшего распространения инфекции. Важно понимать, что они не ограничивают таможенный транзит и могут реализовываться без негативного влияния на деятельность организаций-перевозчиков. Многие водители-белорусы при транзите выкраивали время для выходных в кругу семьи, друзей. Но в условиях сложной эпидемиологической ситуации в мире свой режим труда и отдыха необходимо планировать так, чтобы не увеличивать количество контактов. В этом основная суть постановления № 171. Мы надеемся на понимание других перевозчиков, на объективную оценку складывающейся в мире ситуации и на адекватное восприятие мер, предпринимаемых, чтобы снизить риск для наших людей. Ну а для наших водителей, не склонных поначалу менять привычный уклад работы, в форме приказа директора организован механизм внутреннего контроля за соблюдением всех тех мер, которые введены постановлениями Совмина. Наши службы мониторят фактическое нахождение водителей, контактируют с ними, чтобы понимать, не нарушают ли они требования по сквозному транзиту или режим самоизоляции. В отношении тех, кто нарушил приказ, руководство может принять решение в соответствии с положениями трудового законодательства. 

ФАКТ

Через Минскую региональную таможню сегодня проводится 65 процентов объемов таможенного оформления всего поступающего в нашу страну импорта. Здесь обслуживается более 21 000 субъектов хозяйствования.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Ежесуточно белорусские таможенники в первоочередном порядке оформляют свыше 3700 тонн товаров первой необходимости, что составляет 250 автопоездов. Из них 60 процентов следуют транзитом в Российскую Федерацию, а 40 процентов оформляются для внутреннего потребления.

КСТАТИ

С момента вступления в силу норм постановления № 171 таможенниками выявлено более 600 фактов нарушений, допущенных водителями грузовых автомобилей при осуществлении транзитных перевозок товаров. Основные из них — несоблюдение срока выезда автомобилей за пределы республики, перечня дорог, установленных для движения, а также мест остановки для отдыха и заправки транспортных средств.

nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter