Источник: Знамя юности
Знамя юности

Наш корреспондент испытала на себе новый тренд — монастыринг. Что из этого вышло?

Терапия трудом и уединением

Кого в минуты жизненных невзгод или потрясений не посещала мысль бросить все и уйти в монастырь? Или просто желание взять передышку: сбежать от водоворота ежедневных дел и инфошума, прислушаться к себе и задуматься о вечном. В конце концов, провести ревизию собственной жизни. Обитель для этого – место идеальное. В этом корреспондент «Знаменки» убедилась на личном опыте, отправившись в Ксениевский женский монастырь, что находится в деревне Барань Борисовского района.

Больница для души

Из репортерского интереса мне давно хотелось познакомиться с внутренней жизнью монастыря, да только подходящего случая все никак не представлялось. И вот недавно такой инфоповод появился: на встрече с Главой государства в Жировичах митрополит Вениамин рассказывал про монастыринг, набирающий все большую популярность среди молодежи. Это когда люди приезжают в обитель, чтобы «оторваться от интернета, телефона, пожить, потрудиться». Отказаться от шанса узнать, что это за новый тренд, было бы непростительной ошибкой. Поэтому все планы на ближайшие выходные перечеркиваю – еду в командировку, чтобы два дня пожить по монастырскому уставу, отрешиться от своей привычной жизни и, конечно, забыть про гаджеты.

Невоцерковленному человеку, желающему пожить в обители, настоятельница вправе отказать

Накануне, чтобы успеть собраться на самую раннюю маршрутку до Борисова, поставила будильник на 04:30, однако от волнения проснулась раньше – ровно в четыре. В голову закрались крамольные мысли: «Зачем только я на это подписалась? Может, лучше отказаться, пока не поздно?» И все же усилием воли вытянула себя из постели, твердо решив, что пройду этот путь до конца.

До Борисова мы с коллегой-фотокорреспондентом добираемся на маршрутке, там нас встречает на автовокзале отец Сергий Сасыкбаев. Он служит в Воскресенском кафедральном соборе Борисова, помимо этого временно подменяет священника в монастыре. Утром в субботу едет туда отправлять литургию, посвященную важному православному празднику – Воздвижения Креста Господня. По пути делится своими размышлениями о новомодном тренде:

– На ум приходит сравнение: если храм – это поликлиника для души, то монастырь – больница, место интенсивной духовной терапии. Человеку бывает полезно не просто сменить обстановку, а погрузиться в аскетичный образ жизни: испытать, что такое ранние подъемы, постная еда дважды в день, физический труд, церковная служба, отдых от телефона и пустой болтовни.

Признаюсь: состояние, когда хочется сбежать от всех и вся, мне знакомо. Работая с людьми, иногда ловлю эмоциональное выгорание. В такие моменты хочется уехать в глухой лес, где совсем не ловит связь, чтобы тебя никто не беспокоил звонками и сообщениями. Как в том меме: «Мне уже этот мир абсолютно понятен, и я здесь ищу только одного: покоя, умиротворения и вот этой гармонии от слияния с бесконечно вечным». А еще время от времени задаюсь вопросами: «Правильно ли я живу, что ждет меня на том свете?» Надеюсь, в обители получится найти на них ответы.

Мотивы у всех разные

Монастырь и храм находятся в уединенном месте. Кругом – сосновый бор. От воздуха, насыщенного кислородом, после мегаполиса почувствовала легкое головокружение. Пейзажи так и располагают к длительным прогулкам, созерцанию и размышлениям. Но это все потом. Сначала направляемся в храм на литургию. Во время богослужения, чтобы понять, когда нужно креститься, а когда поклониться, наблюдаю за прихожанами. Слова молитвы сливаются в единый поток, из которого удается разобрать лишь «Господи помилуй», «Аминь», «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». С непривычки сложно вслушиваться в песнопения: мысли то и дело сбиваются на свои заезженные маршруты. Спустя некоторое время начинаю переминаться с ноги на ногу: так долго стоять не привыкла. А присесть на лавочку стыдно – пожилые и те не сидят. Когда служба завершается, стоявшая рядом со мной прихожанка с облегчением вздыхает: «Как будто побывала на сеансе у психолога». 

В самом разгаре строительство храма в честь иконы Божией Матери «Экономисса» («Домостроительница»)

После литургии знакомимся с настоятельницей монастыря – игуменьей Евпраксией. Она первым делом интересуется, воцерковлена ли я. Иными словами, участвую ли в таинствах церкви. Честно признаюсь, что нет, ибо не вижу смысла изображать из себя кого-то, кем не являюсь на самом деле. В глазах матушки нет и намека на осуждение. Она поясняет, что ее интерес далеко не праздный – невоцерковленному человеку, желающему пожить в обители, настоятельница вправе отказать:

– Каждый решает сам, для чего ему это нужно. Прийти просто из любопытства неправильно. Другое дело, если волнуют какие-то вопросы, есть желание задуматься о своей жизни. Такому просителю мы не откажем. Но я против любопытства, хотя иногда и через него Господь может коснуться души человека. Мы живем по своему уставу. Главная задача насельницы монастыря – послушание. Оно превыше поста и молитвы. Человеку невоцерковленному многие вещи могут быть непонятны и способны вызвать возмущение или даже негодование. Не факт, конечно, что будет именно так, но все же это вполне возможно.

Чтобы приехать и пожить в монастыре в течение месяца, люди специально берут отпуск на работе, рассказывает матушка:

– Нередки случаи, когда кто-то уволился и ищет себя, желает побыть в тишине, помолиться. Мотивы у всех разные. В основном людям хочется уединения, услышать не только себя, но и Бога. Скажу больше: нет ни одного человека, который пришел к вере и ни разу не задумывался о монастыре. Людей воцерковленных тянет в обитель, хотя бы немножко побыть здесь, потрудиться, помолиться – словом, вкусить этой жизни. 

Насельницы монастыря осваивают искусство каллиграфии

Поработать физически и духовно

После богослужения монахини и прихожане отправляются на трапезу: в этот день меню постное. Удивительно, несмотря на то что блюда нежирные, они довольно сытные и питательные. Трапеза сопровождается чтением текстов святых отцов: отрывок зачитывает вслух одна из монахинь.

После обеда получаю послушание – помочь сестрам помыть посуду. Та еще задачка после такого количества едоков. Стараюсь проворно намыливать тарелки, чтобы не отставать от сестры, которая их ополаскивает. В какой-то момент поймала себя на мысли, что даже от такого рутинного действия можно получать удовольствие: пока руки заняты делом, голова свободна для самосозерцания.

Мое послушание – помочь сестрам помыть посуду после трапезы

После того как уборка завершена, у меня и сестер есть немного времени, когда каждый волен заниматься чем хочет. Вместе с настоятельницей отправляюсь осматривать территорию монастыря. Обитель располагает собственным подсобным хозяйством, включающим десять буренок. Из молока производят творог для собственного пропитания и на продажу. Чуть позже нам с коллегой удастся отведать его: творог имеет нежную консистенцию и по вкусу очень напоминает маскарпоне. Освоили в монастыре и технологию сыроварения: оборудование для него приобрели на помощь благотворителей. Рукоделие матушки – варка мыла: она с энтузиазмом демонстрирует ароматные брикеты собственного изготовления, благоухающие лавандой, мятой, цитрусами.

Рукоделие игуменьи Евпраксии – варка мыла

Есть в обители и домашние животные. Во время прогулки нам навстречу выбежал пушистый белоснежный кот, следом – еще один, трехцветка. Оказывается, на территории монастыря получили прописку восемь котиков, некогда подброшенные к вратам обители нерадивыми хозяевами. Для питомцев здесь соорудили деревянный домик в несколько этажей. Чтобы зимой они не мерзли, жилище обогревается с помощью инфракрасных ковриков. И конечно, сестры непрестанно заботятся о том, чтобы котики были накормлены.

У котов, подброшенных к монастырю, теперь есть свой домик

Вечером, после второй трапезы, сестры (и я тоже) направляются в храм на всенощное богослужение. Мысли снова отвлекаются на какие-то тривиальные вещи, но стараюсь фокусироваться на происходящем в храме таинстве. Хотя, признаюсь, к концу дня делать это гораздо сложнее. Наверно, увидев, что я очень устала, матушка наказала не приходить утром на кухню, а идти сразу на службу. 

Ночевать мне предстояло в келье. Это скромная и минималистичная комната, в которой, однако, есть все для комфортного размещения: спальное место, шкаф, стол, полка с иконами и духовной литературой, санузел. Оказавшись в своих временных апартаментах, я, выжатая как лимон, свалилась от усталости и провела в глубокой отключке всю ночь. Вот что значит крепкий сон после праведных трудов. И да, за день я ни разу не вспомнила про телефон и соцсети.

Уезжать домой не хотелось

Мое следующее утро началось в 08:00. Мне предстояло собраться и идти на воскресное богослужение. Людей в храме было значительно больше, чем накануне. Молитвы и песнопения воспринимаются гораздо лучше. Получается, в духовной жизни, как и в спорте, чем больше тренируешься, тем крепче становишься. Но выстоять на ногах двухчасовую службу по-прежнему непросто: ноги затекают, спина начинает болеть.

Подхожу к иконе святой блаженной Ксении Петербургской, имя которой носит обитель. Говорят, если попросить у нее заступничества в делах сердечных, она обязательно поможет. Что ж, может, это и мой шанс встретить своего суженого?

Если попросить у святой блаженной Ксении Петербургской заступничества в делах сердечных, она обязательно поможет

На трапезу собирается еще больше прихожан. Мысленно представляю себе гору грязных тарелок, кружек и приборов, с которыми мне предстоит управиться. Но я не унываю. Одна из прихожанок вызывается помочь мне с уборкой на кухне – в четыре руки дело спорится быстрее. Сестрам важно управиться с делами до двух часов: в это время у них начинается онлайн-урок по византийскому песнопению, на котором мне тоже разрешено поприсутствовать.

В обители освоили технологию сыроварения

Наблюдая за вокальными занятиями сестер, поймала себя на мысли: когда мы слушаем песнопения монахинь в храме, даже не представляем, какой титанический труд за этим стоит. Сестры оттачивают и доводят до совершенства буквально каждый слог, по нескольку раз перепевают один и тот же стих, чтобы добиться идеального звучания. Их терпению и упорству можно только позавидовать.

Наступает время покинуть обитель. Я понимаю, что все мои страхи, которые испытывала поначалу, рассеялись. И даже как будто не хочется никуда уезжать. Хотелось даже задержаться здесь хотя бы еще на несколько дней. Но в Минске меня ждут привычные дела и обязательства – в том числе положить этот репортаж на бумагу.

К каким выводам я пришла, опробовав монастыринг на себе? Это действительно классный способ перезагрузки. В обители ты можешь отвлечься от инфошума и уединиться, помолиться и поразмышлять о своей жизни. Но такой вариант отдыха подойдет не каждому. Собственно, это даже и не отдых в полном смысле слова, скорее, духовный и физический труд. Если хотите просто заземлиться и побыть в тишине, арендуйте домик за городом. А если ваши устремления гораздо глубже, например, прислушаться к себе и получить ответы на давно мучившие вопросы, тогда стоит рассмотреть такой вариант. 

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter